Оглавление
Чем отличаются флеш-картриджи: EZ-Flash IV, EZ-Flash Reform, EZ-Flash Omega, EZ-Flash Definitive Edition и EZ-Flash Junior
Друзья, я тут обнаружил, что многие не очень понимают в чем разница между флеш-картриджами, которые выпускали ребята из EZ-Team.
Старые флеш-картриджи EZ-Cart I, EZ-Cart II, EZ-Flash III практически невозможно найти и купить. Более новые EZ-Flash IV и EZ-Flash Reform вполне реально купить на платформах типа Авито. Новые EZ-Flash Omega, EZ-Flash Definitive Edition, EZ-Flash Junior спокойно продаются в магазинах.
В этой статье я хотел бы рассказать вам в чем основные отличия между флеш-картриджами: EZ-Flash IV, EZ-Flash Reform, EZ-Flash Omega, EZ-Flash Definitive Edition и EZ-Flash Junior.
PSRAM и NOR память
Переходя к рассмотрению отличий флеш-картриджей, поговорим немного о типах памяти: NOR и PSRAM.
Если сказать попроще, ту существует два типа памяти: ROM и RAM.
ROM память — это место для хранения данных. Такая память не нуждается в энергии и после выключения питания ее данные НЕ будут стерты.
RAM память — это место, где выполняются ваши программы. Она энергозависима, а значит после выключения устройства данные на ней обнулятся.
Если показать на примере, то жесткий диск — это ROM память. Не важно отключите ли вы питание или нет, данные с жесткого диска не пропадут. А в оперативной памяти компьютера происходит исполнение программы - это RAM память. Если выключить компьютер, то эта память будет обесточена и данные в ней не сохранятся.
ROM память в свою очередь тоже имеет два основных типа: NOR и NAND.
NOR - быстро читается, но очень долго перезаписывается, а NAND соответственно наоборот - медленно читается и быстро перезаписывается.
Когда в Nintendo выбирали тип памяти, то их выбор остановился на ROM памяти, чтобы игры с картриджа не исчезали после того, как их вытащить из консоли. Если говорить про типы самой ROM памяти, то они выбрали NOR (долго записывается и быстро читается). Это тоже понятно. Если Nintendo будут тратить 2 минуты, чтобы записать картридж на заводе, то ничего страшного не произойдёт, а вот если игроки будут ждать по 2 минуты после запуска консоли, то это будет весьма печально.
Долгое время флеш-картриджи пытались повторять архитектуру оригинальных картриджей. В них устанавливалась NOR память и туда медленно и печально загружались игры. Просто для понимания: процесс записи игры на EZ-Cart I мог длиться 10 минут.
Со временем, создатели флеш-картриджей придумали как можно использовать для игр PSRAM память (вид RAM памяти, которая стиралась после выключения устройства).
Вы включали консоль и выбирали игру. Она записывалась в PSRAM память и можно было играть. Но каждый раз при включении консоли этот процесс нужно было повторять. А на некоторых флеш-картриджах запуск игр через PSRAM память мог длится 30-40 секунд.
Как правило на таких флеш-картриджах было установлено 2 типа памяти (NOR И PSRAM). Перед вами стоял выбор: записать игру в NOR (такой процесс мог занимать до пяти минут) и потом запускать игру моментально или каждый раз запускать ее через PSRAM (а значит ждать запуска игры). Для маленьких игр (до 8 мегабайт) вариант с PSRAM был отличным и быстрым. Для больших игр, такой вариант давал выигрыш только если вы запускали игру 1-2 раза, потом время запуска игры перекрывало время ее записи в NOR.
Теперь мы можем переходить к рассмотрению особенностей флеш-картриджей.
Все виды EZ-Flash IV и EZ-Flash Reform
Я объединяю эти флеш-картриджи, потому что они практически одинаковые, за одним исключением, о котором мы поговорим позже.
На самом деле под названием EZ-Flash IV скрывается не один флеш-картридж, а целая серия из шести флеш-картриджей! Но подробно сравнивать мы будем те три флеш-картриджа, которые вы видите на фото выше. Если вам интересно узнать про остальные три флеш-картриджа, то читайте подробнее об этом под катом.
Белый EZ-Flash IV — это первый флеш-картридж от команды EZ-Team в который можно было вставить карту памяти для хранения ROM образов игр. А значит количество игр ограничивалось не памятью самого картриджа, а объемом карты памяти.
Такой флеш-картридж можно было использовать для запуска Game Boy Advance игр. Но с помощью эмулятора на нем можно также запустить Game Boy и Game Boy Color игры, однако это все равно была эмуляция, а не нативный запуск игр.
EZ-Flash IV можно использовать исключительно с консолями: Game Boy Advance, Game Boy Advance SP, Game Boy Micro, Nintendo DS и Nintendo DS Lite.
Таких картриджей существовало два: белого (вышел в 2006 году) и чёрного цвета (вышел в 2014 году).
Единственным отличием белого от черного (кроме дизайна этикетки и цвета картриджа) было то, что в нем поменялся разъем для карты памяти с Mini SD на Micro SD.
В октябре 2017 года EZ-Team выпустили EZ-Flash Reform. По своей сути это точно такой-же флеш-картридж как черный EZ-Flash IV. У него тоже была Micro SD карта памяти, но его плата была меньше размером и если поменять корпус, то он полностью влезал в Nintendo DS Lite.
Еще на нем появился разъем под батарейку. На предыдущих картриджах она была впаяна в плату.
И вот тут, для тех, кто прочитал текст под катом может возникнуть вопрос, неужели больше ничего не поменялось?
Да друзья, имея в 2006 году уменьшенную плату с увеличенным количеством PSRAM памяти и поддержкой Micro SD памяти, разработчики EZ-Team через 8 лет смогли таки поменять в белом EZ-Flash IV слот карты памяти под Micro SD (с поддержкой Micro SDHC до 32 гигабайт). Еще 3 года им понадобилось, чтобы опять уменьшить плату. А увеличить количество PSRAM памяти у них, к сожалению, так и не получилось.
Поскольку эти картриджи одинаковые, за исключениями расписанными выше, то я не буду три раза писать все минусы и плюсы.
На самом деле, разработчики не сидели без дела. 08 июня 2017 года вышла прошивка версии 2.0. И в ней было одно грандиозное изменение - не нужно было использовать программу, чтобы патчить ROM образы игр. Теперь можно было просто скопировать игру на карту памяти и играть.
Конечно, не обошлось и без минусов – с этой прошивкой картридж перестал запускаться в NDS режиме, такую возможность разработчик просто удалил.
Еще у всех EZ-Flash IV отсутствует RTC (Real time clock), причем вызвать часы можно, но настроить их не получится, функция осталась от старых картриджей.
Кроме того, нет возможности сделать Instant Save (мгновенное сохранение в любом месте игры). А обычные сохранения записываются на SRAM память. Батарейку этот картридж использует именно для поддержки SRAM памяти. Если она сядет, то сохранится вы сможете, но после выключения консоли сразу потеряете сохранение. Потому что запись сохранения на карту памяти происходит после включения консоли.
Еще одна проблема заключается в том, что из всех этих картриджей реальнее всего купить только черный EZ-Flash IV. Он достаточно часто всплывает на платформах типа Авито. Но при этом его цена сравнима с ценой нового EZ-Flash Omega (от 2 до 4 тысяч рублей). Остальные картриджи найти в продаже очень тяжело. Если белый EZ-Flash IV еще как-то мелькает, то EZ-Flash Reform я видел в продаже всего один раз, а все версии EZ-Flash IV Lite - ни разу.
Но, по моему мнению, главная проблема этих флеш-картриджей кроется в другом. Самая большая игра для Game Boy Advance весила 256 мегабит (32 мегабайта), а PSRAM памяти на этих картриджах было всего 128 мегабит (16 мегабайт). Получилась странная история: когда 32-мегабайтную игру в любом случае нужно было записывать в NOR память. Но, откровенно говоря, учитывая скорость запуска 16-мегабайтной игры из PSRAM памяти (это около ~50 секунд), я бы все игры больше 8 мегабайт записывал в NOR память. Чтобы один раз подождать подольше, но потом запускать игры моментально. Тогда возникает другая проблема: NOR память ограничена 32 мегабайтами и если, скажем, вы записали туда игру Mother 3 (она весит 32 мегабайта), то больше ничего туда записать не получится. То есть вам нужен был жесткий менеджмент памяти и четкое понимание того, во что вы хотите играть постоянно и что придется грузить каждый раз через PSRAM память.
Из интересных плюсов можно выделить: умение выходить из игры в меню (например, Everdrive картриджи так не умеют), режим сна и возможность переназначать кнопки.
Подводя итоги. Это добротный флеш-картридж (не важно какую версию вы купите, разве что сейчас тяжело найти карту памяти Mini SD, да и емкость таких карт маленькая). Главное, вы должны помнить, несмотря на то, что игры хранятся на карте памяти - нужен жесткий менеджмент NOR памяти. Если запускать каждую игру по минуте времени, то можно разбить флеш-картридж прямо вместе с консолью.
EZ-Flash Omega
23 марта 2018 года на рынок вышел картридж EZ-Flash Omega. Я могу с полной уверенностью сказать, что это лучший картридж по соотношению цена/качество.
Этот флеш-картридж также предназначен для запуска Game Boy Advance игр. В него уже встроены эмуляторы GB и GBC игр. И если в EZ-Flash IV нужно устанавливать их отдельно, то здесь можно просто закинуть ROM образ GB или GBC игры на карту памяти, и он запустится (это все еще будет эмуляция).
Этот флеш-картридж можно использовать с консолями: Game Boy Advance, Game Boy Advance SP, Game Boy Micro, Nintendo DS и Nintendo DS Lite.
Давайте поговорим о том, чем EZ-Flash Omega отличается от EZ-Flash IV.
Плата EZ-Flash Omega такая же маленькая, как и у EZ-Flash Reform, а значит ее можно «переодеть» и использовать с Nintendo DS Lite.
Но если у EZ-Flash Reform батарейка заменяемая, то у EZ-Flash Omega она припаяна.
И раз уж мы заговорили про батарейку, то давайте сразу поговорим про сохранения и RTC.
EZ-Flash IV использовал батарейку только для сохранений (сохранение записывалось в SRAM память, а после выключения и повторного включения консоли из SRAM памяти на карту памяти). У EZ-Flash Omega сохранения работают по-другому. Они сразу записываются на карту памяти.
Тогда возникает вопрос, а зачем вообще установлена батарейка на EZ-Flash Omega? Ответ на самом деле прост: для работы RTC (Real Time Clock). Да, у EZ-Flash Omega появилась функция RTC, причем вы могли самостоятельно выставлять время в меню.
Еще у EZ-Flash Omega была (как, впрочем, и осталась) проблема с сохранениями. Если вы используете читы, то с большой долей вероятности вы убьёте свое сохранение (если не выключите читы перед тем, как сохраниться). Раньше все думали что потеря сохранения связана с необходимостью подождать 5 секунд перед выключением консоли (пока сейв-файл записывается на карту памяти). Но проблема оказалась совсем в другом.
Но все эти минусы: припаянная батарейка и необходимость отключать читы перед сохранением, перекрываются его плюсами.
Если говорить про EZ-Flash IV, то максимальный объем карты памяти был 32 гигабайта. Карты памяти именно такого максимального объема можно было отформатировать в FAT 32. В EZ-Flash Omega еще добавилась поддержка карт памяти в формате ExFAT с максимальным объемом в 128 гигабайт! Но на этом изменения не закончились.
Как я писал выше, у EZ-Flash IV было 256 мегабит NOR памяти и 128 мегабит PSRAM памяти. Этого было мало для комфортного использования картриджа. Разработчики из EZ-Team учли эти недостатки и увеличили объем памяти в EZ-Flash Omega. Теперь на картридже стало 512 мегабит NOR памяти и 256 мегабит PSRAM памяти.
То есть теперь можно было загрузить в PSRAM память даже 32-мегабайтную игру. Но этого было мало, и они сильно увеличили скоростью загрузки в PSRAM память. Теперь даже 32-мегабайтная игра грузилась буквально 3-5 секунд. Получается, что раньше NOR память была чем-то важным, а теперь она полностью не нужна.
Мало того, что осталась возможность выйти из игры в меню в любое время, остались читы и функция сна, добавилась крайне крутая функция – Instant Save (моментальные сохранения в любом месте игры).
Представьте себе, EZ-Flash IV долгие годы был лучшим флеш-картриджем на рынке. А спустя 9 лет после окончания выпуска семейства консолей Game Boy Advance в EZ-Team разработали и выпустили флеш-картридж, который стал практически венцом развития. Игры запускаются моментально. Их запись на флеш-картридж ограничена только скоростью передачи данных. Можно сохраняться в любом месте, можно выйти из игры, есть функция сна и чит-кодов, поддерживаются карты памяти до 128 гигабайт (с запасом поместятся все GB, GBC и GBA игры). Как можно улучшить то, что, итак, практически идеально работает?
EZ-Flash Omega Definitive Edition
11 января 2021 года ребята из EZ-Team выпустили новый флеш-картридж EZ-Flash Omega Definitive Edition. Да, его правильное название именно - EZ-Flash OMEGA Definitive Edition, потому что это улучшенная версия обычного EZ-Flash Omega.
Как и EZ-Flash Omega - этот флеш-картридж работает с консолями: Game Boy Advance, Game Boy Advance SP, Game Boy Micro, Nintendo DS и Nintendo DS Lite.
Подробно останавливаться на всех улучшениях я не буду, потому что этому полностью посвящена статья: «EZ-Flash Definitive Edition».
Несмотря на то, что по своей сути это чуть улучшенная версия EZ-Flash Omega, в этом картридже скрыт огромный потенциал. Проблема в том, что обычному игроку все эти возможности типа режима Б, RAM Memory Expansion Pak или режима Link просто не нужны. А изменение вида сохранения с SRAM на FRAM и чуть увеличенное время работы от аккумулятора не стоят увеличения цены вдвое.
Но в любом случае, EZ-Flash Omega Definitive Edition – это самый лучший флеш-картридж на рынке в настоящее время.
EZ-Flash Junior
Все картриджи, которые рассматривались раньше, были предназначены для нативного запуска именно Game Boy Advance игр. Да, со всех из них можно было запустить и другие игры, например, Game Boy и Game Boy Color, но запускались они в режиме эмуляции. То есть какие-то игры могли просто не запуститься, где-то не работали дополнительные функции и т.д.
В начале 2021 года в продажу поступил флеш-картридж EZ-Flash Junior.
Как вы видите, у него совсем другой форм-фактор. Он больше похож на обычные Game Boy и Game Boy Color картриджи.
Этот флеш-картридж предназначен для нативного запуска именно Game Boy и Game Boy Color игр.
EZ-Flash Junior подходит для консолей:
1. Game Boy;
2. Game Boy Pocket;
3. Game Boy Light;
4. Game Boy Color;
5. Game Boy Advance;
6. Game Boy Advance SP.
Эпилог
Можно очень легко запутаться в этих флеш-картриджах, тем более, что у них пересекаются консоли, на которых их можно запустить.
Подводя итоги, хочу отметить, что из флеш-картриджей для Game Boy Advance игр не нужно покупать EZ-Flash IV. Лучше купить EZ-Flash Omega или EZ-Flash Definitive Edition.
Для Game Boy и Game Boy Color игр выбора вообще нет. Нативно их может запустить только флеш-картридж EZ-Flash Junior. Но хочу обратить ваше внимание, что если вы играете в Game Boy игры на Game Boy Advance консолях, то имеет смысл задуматься об использовании EZ-Flash Omega и его эмулятора. EZ-Flash Junior все еще очень сырой картридж, да и не имеет функции моментальных сохранений.