Оглавление
История Wonderswan – подлинного наследника Game Boy. Часть 2.
История Wonderswan – подлинного наследника Game Boy
История Wonderswan – подлинного наследника Game Boy. Часть 2.
Прошлая статья об истории консоли Wonderswan заканчивается в 1999 году на выставке Tokyo Game Show 99 Autumn.
Может показаться, что Bandai плотно взялись за свою консоль. Такое впечатление, что на Tokyo Game Show 99 было представлено намного больше аксессуаров для Wonderswan, чем когда-либо выпущено для Game Boy и Game Boy Color.
Чего стоит только программируемый жук Wonderborg? Просто представьте себе, что вы на консоли делали программу (зачастую выбирая из списка уже доступных команд), потом загружали ее в жука, а он начинал двигаться.
Аксессуары — это замечательно, но нужна еще и хорошая маркетинговая стратегия. Ведь какой бы замечательной ни была консоль Wonderswan, если про нее никто не знает, то и покупать ее не будут.
Понимали это и в Bandai, поэтому они начали искать выход на рынки США и Латинской Америки, а для этого нужно было найти компанию, которая уже плотно работала с этими рынками.
Bandai и Mattel
21 июля 1999 года Bandai объявила о создании международного альянса между компаниями Bandai и Mattel.
Остановимся на компании Mattel. Даже если вы не слышали про эту компанию, то уж про ее игрушки вы точно знаете: склизкий слайм (который у нас назвали «лизун»), машинки Hot Wheels и настольная игра Uno. Mattel делала и продолжает делать много разных и интересных игрушек - даже знаменитые куклы Барби это тоже они.
А чем таким были знамениты сами Bandai? Кроме того, что им принадлежали бренды: Gundam и Naruto, Power Rangers и Digimon. В то время Bandai выпускали игрушку, которая буквально покорила детей по всему миру – Tamagotchi.
Эти две компании договорились обменяться 5% акций и запустить продажи своей продукции на новых территориях.
Bandai должны были продавать куклы Barbie и машинки Hot Wheels на территории Японии. А Mattel должна была распространять на территории США и Южной Америки продукцию Bandai. В частности - продавать консоли Wonderswan.
Но что-то пошло не так, и этим планам не удалось реализоваться. Консоль Wonderswan так и не вышла на международный рынок.
Проблемы Wonderswan
Сложно сказать, почему альянс между Bandai и Mattel развалился. Например, Такаши Ойя, аналитик Deutsche Securities, писал, что Mattel не лучший партнер для компании Bandai, если говорить про расширение бизнеса на рынке США. Да, в плане игрушек Mattel имела очень прочные позиции, но вот с точки зрения конкуренции в сфере портативных консолей, разумнее было бы работать с Sony Computer Entertainment, ведь последняя плотно конкурировала и даже иногда побеждала Nintendo.
Но мне кажется, что основная проблема была в самой консоли. А точнее даже не в консоли, а во внешних обстоятельствах.
Во-первых, сама концепция «убийцы Game Boy» к 1999 году морально устарела. Классический Game Boy DMG-01 вышел в 1989 году, то есть за 10 лет до появления Wonderswan. Но ведь за эти 10 лет прогресс не стоял на месте, да и портативные консоли постоянно выпускались. Даже если не брать в расчет всякие поделки типа Watara и Game.com, существовало огромное количество крутых и интересных консолей: Sega Game Gear, Atari Lynx, Atari Lynx 2 и NEC TurboExpress.
И это не говоря о том, что сами Nintendo уже выпустили Game Boy Pocket, Game Boy Light, а узнав, что SNK и Bandai делают свои консоли начали разрабатывать «убийцу Wonderswan и Neo Geo Pocket» - Game Boy Color.
Во-вторых, максимальная дешевизна устройства – это круто, но не в данном конкретном случае. С одной стороны, 4800 японских иен - это в 1,8 раза дешевле, чем стоимость Game Boy Color (8900 иен), с другой стороны, психологический потолок, который определили в компании Nintendo, был около десяти тысяч иен. Все, что ниже этой цены, было приемлемо. А гипер-низкая цена могла и оттолкнуть покупателей.
В целом, получается ситуация, когда вы приходите покупать цветной телевизор, а вам предлагают черно-белую новинку, которая якобы лучше, чем все предыдущие модели телевизоров. И вы смотрите на продавца, как на идиота, потому что все уже давно перешли на цветные телевизоры.
Всё это привело к тому, что Bandai попросили Koto Laboratory разработать цветную версию консоли.
Wonderswan Color
Разработчики Koto Laboratory не стали сильно заморачиваться. Они взяли Wonderswan и добавили в консоль цветной экран, который мог одновременно отображать до 241 из 4096 цветов. Процессор остался все тем же NEC V30 MZ, но зато был увеличен объем оперативной памяти с 128 до 512 килобайт.
В принципе, такой ограниченный объем изменений вполне понятен. Нужно было обязательно сохранить обратную совместимость с Wonderswan играми, а это тяжело сделать, если внести значительные изменения в консоль.
Сама консоль получилась чуть больше. Это произошло из-за того, что экран был увеличен c 2,49 до 2,8 дюймов.
С точки зрения юзабилити тоже произошли незначительные изменения. На всех кнопках появились обозначения (X1-X4, Y1-Y4), а на переднюю панель была вынесена кнопка включения и выключения консоли.
30 августа 2000 года в Токио прошла пресс-конференция Bandai, где было объявлено о скором выпуске WonderSwan Color.
На конференции можно было увидеть стенд с Wonderswan Color в разных цветах корпусов.
Здесь же произошло одно событие, которое удержало на какое-то время Wonderswan на плаву. Компания Square объявила, что выпустит серию Final Fantasy на Wonderswan.
Президент Bandai Такео Такасу (справа) и президент Square Хисаси Судзуки (слева).
Почему это было крайне важно?
Если взглянуть на список издателей и разработчиков игр для Game Boy Color, то там можно увидеть столько знаменитых компаний, что оторопь берет: Capcom, Game Freak, Konami, Namco, Taito, 3DO, Acclaim Entertainment, Activision, Electronic Arts, Enix, Epoch, Hasbro, Interplay, Mattel Interactive, THQ, Ubisoft, Virgin Interactive.
Чем могли ответить на это Bandai? Да практически ничем. На Wonderswan вышли: 2 игры от Taito, 3 игры от Namco и 1 игра от Konami. Очевидно, что этот список звездных имен выглядел достаточно блекло на фоне Nintendo.
И вот Square объявили о большой кооперации с Bandai, запустив серию Final Fantasy на Wonderswan Color. Была сделана даже лимитированная версия консоли, которая должна была продаваться сразу же на старте продаж Wonderswan Color.
Старт продаж
9 декабря 2000 года начались продажи Wonderswan. Очередь на вход в магазин LaOX в Акихабаре начала формироваться уже с 8 декабря. В два часа ночи уже около 20 человек находились перед магазином. А в 8.40 утра в очереди стояло уже около 130 человек.
В магазине висели плакаты, что произвести нужное количество консолей к старту продаж не получилось, а поэтому лимитированная версия Wonderswan Color Final Fantasy будет продаваться только по предзаказу.
В самом магазине стояли стенды, где можно было поиграть и познакомиться с консолью. Wonderswan Color продавалась за 6800 иен, то есть на треть дешевле, чем Game Boy Color.
Скоро начали появляться первые счастливчики, которым удалось купить консоль.
Итоги
Казалось бы, вот он тот самый момент, чтобы подвинуть Nintendo с пьедестала портативных консолей. Bandai удалось привлечь крупного издателя игр - Square, который привнес на консоль мировой хит – Final Fantasy. Консоли в магазинах раскупаются как пирожки. Что же пошло не так?
Давайте взглянем на три сухие цифры. Wonderswan Color (включая Crystal) продалась в количестве 1,24 миллиона штук за все время продаж. При этом консоль Game Boy Advance за первую неделю продаж в Японии продалась в количестве 612 тысяч единиц. А в Америке, также за первую неделю, продалась в количестве около полумиллиона. То есть консоли Game Boy Advance продались за неделю в таком же количестве, как Wonderswan за всё время.
Аналитики отмечают разные причины провала консоли: и то, что она просто не нужна, и то, что она не вышла на американский рынок. Некоторые считают, что проблема консоли заключалась в невозможности напрямую подключить наушники, а также отсутствии разъема для блока питания (чтобы играть от розетки напрямую).
А я хочу сказать, что консоль банально опоздала. Мне кажется, что если бы сместить последовательный выпуск консолей Wonderswan хотя бы на пару лет назад, то их судьба сложилась бы абсолютно по-другому.
Выше я писал, что консоль Wonderswan Color была представлена 30 августа 2000 года. Но буквально за 3 дня до этого, Nintendo на выставке Space World 2000 представила 32-битную консоль Game Boy Advance, которая еще и имела поддержку Game Boy и Game Boy Color игр.
Получается, что Bandai всегда были в роли догоняющих.
Еще, по моему мнению, немаловажной причиной провала стала сделка с Mattel, которая закончилась ничем. Кто знает, как бы повернулась история, если бы Bandai смогла выйти на американский рынок. Возможно, тогда бы и другие издатели игр все-таки подтянулись?
Эпилог
На этом история Wonderswan не закончится, Bandai еще выпустит Wonderswan Crystal – консоль, у которой поменяли экран на TFT LCD.
Но это уже никак не повлияет на продажи Wonderswan.
Со временем Square снове вернется к Nintendo, и продажи Wonderswan окончательно остановятся.
Компания Bandai объединится с Namco и станет мировым лидером по продажам игрушек. Поэтому у них все будет хорошо.
Консоль Wonderswan же запомнится как последнее творение Гумпея Ёкои, которое заставит Nintendo поволноваться.