Оглавление
История Wonderswan – подлинного наследника Game Boy
История Wonderswan – подлинного наследника Game Boy
История Wonderswan – подлинного наследника Game Boy. Часть 2.
Если вы когда-нибудь решите подробно изучать историю появления портативных консолей, то можете быть удивлены насколько там всё взаимосвязано: ошибки и решения одних компаний влияли на другие и наоборот. Мне кажется, что об этом можно написать не один десяток книг.
Но был один человек, который оказал огромное влияние на всю игровую индустрию, и речь идет о Гумпэе Ёкои.
Гумпэи Ёкои
Когда я слышу про Гумпэя Ёкои, то первое, что мне приходит в голову — это Game & Watch. Помните ту самую знаменитую историю, когда Ёкои ехал в поезде и увидел клерка, который играл со своим калькулятором? После чего ему и пришла идея сделать маленькую электронную игрушку.
Гумпэи был просто локомотивом, который тащил за собой всю компанию Nintendo. Именно Ёкои придумывал продукты, которые стали флагманами продаж: начиная от ультра-руки и заканчивая консолью Game Boy.
Тем удивительнее узнать, что была консоль, которую Гумпэи разработал после ухода из Nintendo. Речь идет о консоли Wonderswan, которая продавалась компанией Bandai.
Да, Wonderswan разработал тот самый Ёкои, который создал Game & Watch, Game Boy, Game Boy Pocket и Virtual Boy. Как потом говорили различные СМИ - из-за последней консоли Гумпэи и принял решение уйти из Nintendo.
Ёкои играет в Virtual Boy на выставке SpaceWorld 94.
Virtual Boy ожидало оглушительное фиаско. Со временем в Nintendo признали, что неправильный маркетинг погубил консоль. Они не смогли донести до людей мысль, что это отдельный продукт, а не продолжение серии Game Boy.
Так или иначе, Гумпэи принял решение уйти из Nintendo. На это повлиял не только провал Virtual Boy, а еще и, как ни странно, популярность Nintendo.
Если ваши консоли на вершине успеха, то компания развивается максимальными темпами, отделы разработки расширяются и на работу приходит много новых людей. Это означает, что нужно находить и соответствующих руководителей как отдельных подразделений, так и всей компании в целом. И кого, как не Гумпэи - человека, фактически создавшего все основные продукты Nintendo, должны были постоянно продвигать все выше и выше. А руководитель должен обладать совсем другими качествами, нежели рядовой работник. Да и сама работа руководителя заключается скорее в менеджменте и выработке общего направления для всего проекта, а не разработке консолей.
Гумпэи Ёкои тяготился тем, что уже не мог принимать непосредственное участие в создании консоли. И вот в августе 1996 года он ушел из компании Nintendo, а уже в сентябре 1996 года, в своем родном городе Киото, основал компанию «Koto Laboratory».
Koto Laboratory
На самом деле компания называлась Koto Co., Ltd. И основал ее не один Гумпэи, а целая группа людей. Некоторые из них вместе с Ёкои ушли из Nintendo. Там были: Yoshihiro Taki, Tomoyoshi Tanaka и Masafumi Sakashita. Хотя везде почему-то пишут, что Ёкои был один.
Изначально Koto сотрудничала с компанией Hiro Company Ltd. и разрабатывали для последней разные мини консоли с одной игрой.
Если приглядеться, то можно увидеть на розовой и красной коробках логотип Koto.
И, возможно, компания Ёкои так бы и осталась никому неизвестной, если бы к ним не пришли менеджеры Bandai и не попросили сделать нового «убийцу» Game Boy. Получилось достаточно иронично: человек, который разработал Game Boy теперь должен был создать главного конкурента этой консоли.
Разработка консоли
В начале 90-х основное противостояние развернулось между портативными консолями: Nintendo Game Boy, Sega Game Gear и Atari Lynx.
Atari продали около двух миллионов консолей. Sega продали десять с половиной миллионов штук. А Nintendo продали до 1998 года - шестьдесят восемь миллионов консолей. В принципе, очевидно, что Game Boy был вне конкуренции.
Именно поэтому в Koto работали над убийцей Game Boy. Правда, такое мышление очень сильно подвело разработчиков из Koto. Они слишком зациклились на консоли Nintendo. Если посмотреть на технические параметры Sega Game Gear и Atari Lynx, то окажется, что там уже был и цветной экран, и даже подсветка! Но существовала и проблема: обе консоли питались от 6 АА батареек, а время игры составляло около 5 часов.
Учитывая, что одна АА батарейка стоила 50 центов, то получается, что, играя на Game Gear и Lynx вы платили 3 доллара за 5 часов игры. При этом, играя на Game Boy вы платили 2 доллара за 40 часов игры. То есть сравнение было отнюдь не в сторону более мощных консолей. Все-таки 2 доллара или 24 доллара за 40 часов игры - это две большие разницы.
Сложно сказать, повлиял ли именно этот факт на маленькие продажи Game Gear и Lynx, или тот факт, что Nintendo выкручивали руки сторонним издателям (чтобы они не делали свои игры для чужих консолей). Но бесспорным остается один факт: Nintendo Game Boy оказался вне конкуренции, даже при учете того, что он был самой худшей консолью.
Тут еще нужно отметить, что Sega Game Gear продавалась за 149,99 долларов, Atari Lynx на старте продаж стоил 179.99$, а Nintendo Game Boy всего 89,99$. Думаю, это тоже как-то повлияло на продажи.
И вот на дворе сентябрь 1996 года. Гумпэи Ёкои уже открыл Koto и приступает к разработке Wonderswan.
Гумпэи Ёкои, непосредственный участник и победитель противостояния между Game Boy, Game Gear и Lynx, сделал для себя вывод, что ни цветной экран, ни подсветка не стоят того, чтобы уменьшалось время игры на консоли и увеличивалась ее цена. А значит, нужно переиграть Game Boy на его поле. Но очевидно, что кроме улучшенного времени работы и более дешевой цены (а техника за 7 лет с момента выхода Game Boy сделала ощутимый скачок в развитии), нужно было придумать какую-то фишку, которая бы выгодно отличала Game Boy от Wonderswan. И разработчики из Koto решили сосредоточиться именно на управлении консолью.
В конце 1996 года был зарегистрирован первый патент на консоль Wonderswan. Основной идеей консоли была возможность играть на ней как горизонтально, так и вертикально.
Разработчики Koto долго думали над тем, как расположить кнопки таким образом, чтобы это было красиво и удобно.
Как видно из патентов, они пробовали различное расположение кнопок, но в итоге пришли к тому варианту, который остался в финальной версии консоли.
А вот дальше случилось одно ужасное событие для всех сотрудников Koto. 4 октября 1997 года Ёкои попал в автомобильную катастрофу и умер в больнице.
Сейчас уже не получится установить, насколько Wonderswan является работой именно Гумпэи, но можно точно сказать, что стартовое направление разработки заложил именно он. А продолжили другие сотрудники Koto.
После смерти Ёкои во главе компании Koto стал Ёшихиро Таки. Кстати, он до сих пор работает в Koto, но уже простым разработчиком.
Отдельно хотелось бы отметить Кадзухиро Куботу. Который как раз сейчас является директором Koto, а тогда он не был даже сотрудником компании, а работал в NEC. Эта компания была самым крупным производителем чипов в 1990-х годах в Японии и была заинтересована в разработке Wonderswan и установке туда чипов своего производства. Кубота был ответственным лицом NEC за помощь компании Koto.
А потом, в 2001 году, Кубота просто взял и перешел на работу в Koto. Хотя жена его отговаривала от этого.
Кадзухиро Кубота (работник NEC, который стал директором Koto).
Если заглянуть внутрь Wonderswan, то там можно найти 16-битный NEC V30 MZ с очень «внушительной» частотой в целых 3.072 MHz. То есть NEC все-таки в какой-то мере добились своего. Они потеряли работника, но получили огромный контракт на производство процессоров.
Кстати, сам Кубота рассказывал, что когда работал над прототипом, то думал еще и над установкой в консоль сенсорного экрана. Даже был изготовлен такой прототип, но в серию он не пошел.
В консоль установили черно-белый экран с возможностью отображать 8 оттенков серого (в отличие от четырех оттенков у классического Game Boy). Питала консоль всего лишь одна АА батарейка, причем ее хватало почти на 40 часов!
На самом деле технические характеристики консоли впечатляли. Она должна была получиться гораздо лучше, чем классический Game Boy. Я не могу отделаться от мысли, что именно Wonderswan консоль является истинным наследником линейки GameBoy.
Есть только одна проблема. Выйди Wonderswan в 1996 году, то ее единственным конкурентом была бы консоль Game Boy Pocket. И сравнение между ними было бы отнюдь не в пользу консоли от Nintendo. Sega Game Gear и Atari Lynx к тому моменту уже окончательно провалились. Поэтому и сравнивать с ними смысла нет.
Но Wonderswan вышла аж в 1999 году, а к этому моменту ее конкурентами были Game Boy Light, Game Boy Color и даже ребята из SNK поняли, что нужно смещать баланс от энергосбережения к другим бонусам и сразу после NEO GEO Pocket выпустили NEO GEO Pocket Color. Но даже несмотря на то, что все конкуренты были с цветными экранами, Wonderswan не затерялась.
Выпуск консоли
Давая интервью, Кадзухиро Кубота сказал, что идея сделать убийцу Game Boy принадлежит отнюдь не Гумпэи Ёкои. На деловой встрече Макото Ямасина предложил Ёкои разработать новую консоль, которая смогла бы конкурировать с Game Boy. Правда когда Макото спросили о той встрече, то он сказал, что такого не было. Уточняя при этом, что с Koto общался один из его заместителей.
Сложно сказать, когда начались взаимоотношения между этими двумя компаниями, но в результате права на консоль Wonderswan принадлежали именно Bandai.
Первое представление консоли состоялось на осенней выставке Tokyo Game Show 1998. Она проходила с 9 по 11 сентября 1998 года.
Bandai организовали там большой стенд. И показали консоли разных цветов.
А Ямасина - директор Бандаи, выступая на конференции, представил консоль Wonderswan.
21 ноября 1998 года Bandai выпустили пресс-релиз, где указали, что Wonderswan будет выпущена в марте 1999 года. Стартовая цена составит 4800 иен.
И вот 4 марта 1999 года консоль была выпущена. Bandai устроили большие праздничные мероприятия. Одним из таких мест стал район Акихабара (там что-то типа Митинского рынка, с кучей магазинов электроники).
Bandai дарили участникам разные памятные призы. Можно было поучаствовать в соревнованиях по игре Gunpey, где победитель получал справочник о консолях Wonderswan.
В июле 1999 года продажи Wonderswan превысили 1 миллион штук!
Видимо, это вдохновило Bandai, потому что они решили участвовать на выставке TGS 1999 Autumn.
При этом они подготовили огромное количество разных аксессуаров для Wonderswan: и цифровую камеру Me-xia, и адаптер для подключения телефона, и беспроводной (ИК) адаптер, чтобы связывать Wonderswan с PlayStation.
И даже механического жука!
Эпилог
Получился ли у Ёкои создать убийцу консоли Game Boy? Безусловно! Wonderswan настолько круче, чем Game Boy, что тут даже нет смысла сравнивать отдельные параметры. Да только кому нужен убийца Game Boy в 1999 году, когда Nintendo выпустили целую линейку консолей: Game Boy Pocket, Game Boy Light и Game Boy Color? Даже SNK поняли, что нужно выпускать цветную консоль.
На этом первая часть статьи об истории появления консоли Wonderswan заканчивается. Bandai взяли отличный старт, продали более 1 миллиона консолей всего за 5 месяцев. На Wonderswan начали обращать внимание большие издатели игр. Могло ли что-нибудь пойти не так? Об этом узнаем в следующей части.
Продолжение читайте в статье: История Wonderswan – подлинного наследника Game Boy. Часть 2.