Оглавление

История появления консолей от K-team

K-team – это команда разработчиков, которая сделала самый знаменитый клон консоли Game Boy Advance SP – Revo K101+. Но созданию этой консоли предшествовало 4 года разработки и выпуск трех других консолей, над которыми в основном работал всего один человек - Maxzhou88.

REVO K101+

Эта история начинается в далеком 2011 году, когда в продаже уже не было консолей Game Boy Advance SP, а китайский парень с ником Maxzhou88 начал разработку клона этой консоли. Он занялся обратным инжинирингом и создал хардварный клон Game Boy Advance SP. Хардварный означает, что игры запускаются и работают не с помощью программного эмулятора, а именно, как оригинальная консоль с помощью процессора, памяти и т.д.

Конечно, возникает вопрос, а зачем вообще нужен клон консоли, которая итак получилась отличной. Ведь, по сути, у оригинальной Game Boy Advance SP AGS-101 был только один ярко выраженный недостаток – это отсутствие слота для наушников, а в остальном она близка к идеалу. На самом деле ответ крайне прост – цена такой консоли слишком высока. Особенно для бедных регионов.

Несмотря на то, что разработка консоли началась в 2011 году, отправной точкой для ее создания стал май 2008 года, когда к Maxzhou88 попал инженерный прототип консоли Pocket XP.

Сам инженерный прототип выглядел так:

Инженерный прототип Pocket XP

  • Инженерный прототип Pocket XP
  • Инженерный прототип Pocket XP
  • Инженерный прототип Pocket XP
  • Инженерный прототип Pocket XP

По словам Maxzhou88 это был харвардный клон GBA SP и он отлично работал. Правда потом была выпущенная итоговая версия Pocket XP, которая была максимально удешевлена из-за чего стала не такой крутой.

Pocket XPPocket XP
Итоговая версия Pocket XP.

Перед рассказом о следующих событиях нужно сделать маленькое отступление. Сам Maxzhou88 долгое время работал на фабрике, которая выпускала разную электронику. Он занимался как разработкой технической части устройств, так и их дизайном. Кроме того, в свободное время любил заниматься созданием игр и программ для консоли Famicom. То есть, объем его навыков и знаний был так высок, что как только у него созрела идея о создании консоли он уже был готов.

Exeq Gamebox и K1 GBA SP

О начальном периоде разработки консоли известно мало, но я точно установил, что Maxzhou88 параллельно разрабатывал две консоли: Exeq Gamebox и K1 GBA SP. Хотя тут я погорячился, все-таки эти консоли крайне похожи, просто у одной меньше, а у второй соответственно больше функций. Или если еще точнее, одна дешевле, а вторая дороже. Китайцы уже давно поняли, что всегда найдется покупатель на максимально дешевый продукт.

Exeq Gamebox

  • Exeq Gamebox
  • Exeq Gamebox
  • Exeq Gamebox
  • Exeq Gamebox

На самом деле концептуально эти две консоли различались в следующем: Gamebox – это просто аппаратный клон, практически без всяких наворотов. То есть просто новая консоль, которая "не тупит", как другие клоны и при этом сильно дешевле оригинального Game Boy Advance SP (или во всяком случае должна была быть сильно дешевле, но об этом позже); А вот K1 GBA SP – это сильно навороченная версия Game Boy Advance SP.

С одной стороны, если оценивать по функциям, то кажется, что изменения не так сильны. В эту консоль добавились мультимедийные возможности (чтение книг, прослушивание музыки и др.) и появился проприетарный флеш-картридж. А с другой стороны, мультимедийные возможности со стандартным 16 мГц процессором ARM7 работать не могли, а значит был добавлен еще и 100 мГц процессор ARM9. Флеш-картридж — это вообще отдельная история, потому что-то то как он реализован зависело не от технических причин, а от психологических.

Что не так с флеш-картриджем?

K-card

А то, что в нем нет всего того, что присуще флеш-картриджам.

Опять немного отвлечемся. Современные флеш-картриджи обычно состоят из трех частей: микросхема (FPGA или CPLD), которая управляет логикой эмулируемого картриджа (работа с памятью, доступ к ней и т.д.), хранилище информации (как правило карта памяти) и чип SDRAM.

На этом картридже есть только один элемент из трех – хранилище информации или, если быть точнее, то просто слот для карты памяти. То есть это не флеш-картридж, а просто карт-ридер для консоли. А где все остальное? Оно находится непосредственно в консоли, на материнской плате, где установлен один чип SDRAM, а в SOC (система на чипе) находится контроллер.

Тогда возникает вопрос, а зачем вообще нужна вся эта конструкция? Почему просто не установить карт-ридер прямо в консоль?

На самом деле Maxzhou88 сделал такой вариант консоли:

K1 GBA SP материнская плата с картой памяти

Если присмотреться, то видно, что снизу как раз и находится разъем для карты памяти. А сверху SDRAM память. И получается, что K-Card не нужен для консоли (на самом деле, по словам разработчика при такой компоновке работали обе карты памяти). Но психологически это было бы похоже на дешевые и плохие клоны GBA SP, которые массово выпускались и тоже имели встроенную память. Кроме того, с таким расположением для разъема карты памяти не очень понятно, как ее туда вставлять. А каждый раз разбирать консоль, чтобы достать флеш-карту это перебор.

Вернемся к выпуску этих консолей. Как ни странно, именно Exeq Gamebox стала первой выпущенной консолью от Maxzhou88. Она была выпущена в середине 2011 года. Я много читал в интернете, что K1 GBA SP и Gamebox это тоже самое только с разными названиями, но это немного не так.

Gamebox - это просто клон консоли Game Boy Advance SP. Да, это хороший хардварный клон, но он почти не имеет никаких дополнительных функций, при этом у него есть ярко выраженный минус: на нем не работают почти все современные флеш-картриджи. В свою очередь K1 GBA SP это тоже хардварный клон, но с дополнительными функциями. О доп. функциях и минусах этих консолей мы поговорим дальше.

Предлагаю сравнить вам фотографии раннего прототипа K1 и консоли Gamebox. На желтом фоне K1 GBA SP, а на белом фоне GameBox.

K1 GBA SP и Gamebox материнские платыK1 GBA SP и Gamebox материнские платы

K1 GBA SP и Gamebox материнские платыK1 GBA SP и Gamebox материнские платы

Как вы видите схема консоли практически идентичная, за исключением того, что в K1 GBA SP добавлены разные чипы и местами из-за такого добавления перенесены на новые места другие элементы.

Exeq Gamebox продавалась как в Китае так и в России, но упаковка консоли и инструкция были на русском языке. Даже вилка от блока питания была под европейский стандарт.

Консоль продавалась за 2499 рублей. В комплекте к консоли шел картридж с 999 играми, но, конечно, там было полно дубликатов. При этом игры на картридже перезаписать было нельзя. То есть это была простая многоигровка, которая запускалась и на обычной консоли.

Gamebox картриджд 999 в 1

Плюсы консоли:

1. В ней было 5 режимов подсветки экрана;

2. У консоли есть режим сна;

3. При смене картриджей консоль можно было не выключать;

4. Работает порт для игры через кабель;

5. Это действительно был хороший клон, который работал в 60 фпс.

Минусы консоли:

1. Самый существенный минус – это плохая поддержка флеш-картриджей. Из всех флеш-картриджей доступных на рынке он хорошо работает только с Everdrive GBA x5. А Ez Flash картриджи просто не работают;

2. Качество материалов консоли на 4 балла, чувствуется, что это не оригинальная консоль;

3. Экран чуть растянут в высоту, а значит и картинка растягивается (не сильно видно, если не сравнивать две консоли);

4. Как-то слегка кривовато поставлен экран. Справа места больше чем слева;

5. Очень странный набор игр на картридже, в основном игры от NES и Game Boy.

K1 GBA SP продавалась во всем мире. Но выглядела она странновато за счет того, что на ней не было никаких логотипов и этикеток. Хотя дизайн упаковки был скопирован у Nintendo. Что интересно, в комплекте к консоли шла такая же европейская зарядка, как и у Gamebox.

Эта консоль продавалась за 69.99 долларов (примерно 2500 рублей по курсу на то время). В Китае эта консоль продавалась за 299 юаней (1500 рублей по курсу на то время).

K1 GBA SP

  • K1 GBA SP
  • K1 GBA SP
  • K1 GBA SP
  • K1 GBA SP
  • K1 GBA SP
  • K1 GBA SP
  • K1 GBA SP
  • K1 GBA SP

Плюсы консоли:

1. В ней установлено 2 процессора. Один для GBA игр, второй для мультимедийных возможностей (слушать музыку, смотреть кино, читать книгу и т.д.);

2. Можно подключить к телевизору;

3. В комплекте идет флеш-картридж (ну почти флеш-картридж);

4. У консоли есть режим сна;

5. При смене картриджей консоль можно было не выключать;

6. Работает порт для игры через кабель;

7. У экрана 5 режимов подсветки.

Минусы консоли:

1. Экран чуть растянут в высоту, а значит и картинка растягивается (не сильно видно, если не сравнивать две консоли);

2. На корпусе нет логотипа, а сзади этикетки;

3. Нет RTC.

Практически сразу после выпуска этой консоли Maxzhou88 приступил к разработке консоли K101.

K101

Предпосылки к созданию консоли K101 больше были связаны с законом, нежели чем-то иным. С одной стороны, когда в твоей стране авторское право не очень развито, то можно делать все, что угодно. С другой стороны, если ты хочешь выйти на международный рынок, то устанавливаемые законом требования придется учитывать. Как ни крути, а тот корпус, который использовался в консоли K1 GBA SP был запатентован компанией Nintendo. Именно поэтому Maxzhou88 приступил к разработке консоли с новым дизайном.

Начал он именно с дизайна консоли. Сначала за основу была взята нижняя половина от Nintendo DS Lite на которую была добавлена кнопка яркости (эта кнопка используется для разных сочетаний клавиш, чтобы активировать доп. функции консоли).

K101 концепт

Первым и самым логичным изменением было убрать две лишние кнопки. Ведь это клон Game Boy Advance консоли, а значит кнопки X и Y не нужны. Кроме того, положение кнопок A и B было изменено на более удобное (как это было в классическом GBA).

K101 концепт

Потом Maxzhou88 чуть-чуть поиграл с расположением элементов, пока не пришел к такому варианту, где кнопки start и select располагаются слева консоли, а кнопка яркости и отверстия для динамика - справа.

K101 концепт

А вот потом ему на глаза попалась консоль Dingoo A330.

Dingoo A330

Ему очень понравился дизайн этой консоли. Правда ему не пришлись по нраву его закругленные формы, поэтому свой дизайн Maxzhou88 сделал более прямоугольным.

K101 концепт

Дальше его не устроило ушко для веревочки, и он его уменьшил и убрал внутрь корпуса.

K101 концепт

И в конце концов он добавил кнопки X и Y, а кнопку яркости перенес на верхнюю часть консоли.

K101 концепт

Конечно, это кажется странным, я очень долго гадал зачем это нужно (добавлять кнопки X и Y). Особенно если учитывать, что их нельзя переназначить так, как тебе хочется, а они дублируют кнопки L и R. Но Maxzhou88 сам был геймером и добавил эти кнопки, чтобы было удобнее играть в файтинги.

Потом была разработана специальная 3d модель.

K101 3д модельK101 3д модель
Такие цвета у нее, чтобы видеть разные элементы корпуса.

А чуть позже был сделан первый прототип корпуса.

K101 первый реальный прототип

Это - первый вариант, чтобы попробовать как он лежит в руке и как выглядит. Потом были увеличены кнопки A, B, X и Y, изменены отверстия для динамика, которые получились ужасными и увеличены зазоры для крестовины, а то она плохо нажималась.

Следующим этапом Maxzhou88 сделал плату и припаял к ней все нужные порты и элементы, чтобы проверить их расположение.

K101 плата для тестированияK101 плата для тестирования

Доработал 3d макет модели и отправил его на изготовление.

K101 3Д макет модели

Потом сделал готовый вариант печатной платы и нанес на нее все необходимые элементы.

K101 корпус + печатная плата

Кстати, вот так происходил процесс SMD пайки всех элементов.

А здесь вы можете увидеть, как паяется тот самый SOC с двумя процессорами.

Протестировал экран.

K101 экран

И собрал первый прототип консоли. Как видите он еще был в первом варианте корпуса.

K101 экран

Разработка и создание консоли завершились 13 августа 2012 года, а уже 17 августа 2012 года открылся предзаказ на консоль. Разработчики планировали отправить ее через месяц. Причем такая задержка, учитывая, что консоль уже готова, была связана с одним интересным событием.

Если вы внимательно присмотритесь к фотографии сверху, то увидите, что на ней нет ни логотипа, ни названия консоли. Был только номер модели K101. Причем я изначально думал, что такое название появилась из-за названий моделей GBA SP, где первая называлась AGS-001, а вторая и улучшенная версия AGS-101. Но нет, по словам разработчика, модель консоли называлась K1 и ее номер был 01 и поэтому окончательный номер модели получился K101.

13 августа 2012 г. в блоге obscurehandhelds (они делали обзоры на консоли) появилась заметка о двух конкурсах. В первом нужно было придумать название консоли, а во втором логотип (второй конкурс должен был состоятся чуть позже).

Туда прислали очень много названий. Победителем стал человек под ником Pepone, который скомбинировал два названия Retro и Evolution и получил слово Revo. То есть двумя словами описал консоль. Она действительно была ретро, и она же эволюционировала и обзавелась новыми функциями. Теперь консоль официально называлась Revo K101.

20 августа 2012 года сразу после объявления победителя стартовал и второй конкурс. Нужно было разработать логотип для консоли, который бы включал придуманное название Revo.

4 сентября 2012 года был объявлен победитель консоли и им стал Philip Howard с таким дизайном:

K101 конкурсный дизайн

Откровенно говоря, на мой скромный вкус, получилось не очень. Видимо так подумал и разработчик, потому что этот логотип на консоли так и не появился. Но чуть позже один человек прислал ему вариант упаковки консоли.

K101 дизайн упаковки

Этот вариант так понравился разработчику, что он даже нанес логотип на консоль.

K101 новый логотип

На самом деле консоль получилась действительно отличной, единственное нарекание, которое есть у меня – это не очень качественные материалы для корпуса. Он ощущается на четыре с минусом балла. Правда в целом понятно почему так получилось. Когда нужно максимально удешевить деталь тебе приходится искать не самые лучшие заводы (если только у тебя нет заказа на миллион деталей). Maxzhou88 жаловался, что на заводе, которые занимался выпуском корпуса было очень грязно. И он прав, просто посмотрите, как это выглядело.

K101 грязь на заводе

Но эта консоль еще не была идеальной. Из-за ограничений завода (почему-то они не могли поставить два SDRAM чипа) был установлен всего 1 чип SDRAM на 32 мегабайта. Этого хватало для европейских/американских игр, но не хватало для китайских, а кроме того, из-за этого нельзя было реализовать возможность выхода из игры. Да и сохранения местами плохо работали. Хотя лично я не вижу тут никакой взаимосвязи.

Все эти проблемы были решены в последней версии консоли Revo K101+.

REVO K101+

Это была улучшенная версия консоли K101.

REVO K101+

Конечно, изменения были не очень значительными, но это понятно и из названия модели.

На консоли стали устанавливать два чипа SDRAM по 32 мегабайта. (в основном это влияет только на китайцев, у которых из-за перевода ромы весили больше 32 мегабайт.

Появилась функция выхода из игры.

Емкость батареи была увеличена с 600 мАч до 800 мАч.

Встроенный динамик выключался при подключении консоли к телевизору.

В комплект к консоли добавили защитную пленку.

K2 DS

Это, пожалуй, самый грустный момент. Maxzhou88 начал разработку клона консоли Nintendo DS и не смог закончить ее (видимо плохо шли продажи его консолей.

Начал он с дизайна консоли и расположения элементов.

K2 DS

Потом создал заготовку консоли, чтобы попробовать подержать ее в руках.

K2 DS

А потом ему пришла интересная идея – объединить экраны в один и добавить две кнопки A и B.

K2 DS

Получился интересный концепт, когда играешь в NDS игры, то держишь консоль одним способом.

K2 DS

А когда хочешь поиграть в GBA игры, то другим.

K2 DS

Просто посмотрите как могла бы выглядеть консоль в живую.

K2 DSK2 DS

К сожалению, почему-то консоль не была закончена. Несмотря на то, что был выпущен технический прототип консоли.

K2 DS

Эпилог

Мне очень понравился подход Maxzhou88. Мало того, что он разработал отличный клон консоли, который мне не стыдно посоветовать другим людям (особенно новичкам), так он еще и был геймером и самостоятельно тестировал свою консоль, а разрабатывая их учитывал свой игровой опыт, чтобы все получилось таким, как нужно игрокам.

Более того на этом он не остановился и продолжал разрабатывать консоли. Например, RG 351 – это его разработка.

RG351

Больше всего я опечален тем, что он не закончил свой проект K2DS. Эта консоль выглядела гораздо лучше, чем оригинальная продукция Nintendo, а если бы она получилась по качеству хотя бы на 90% такой же как Revo K101+, то это был бы просто отличный клон Nintendo DS.