Оглавление

Nintendo Project Iris

Рано или поздно, изучая историю Nintendo вы наткнетесь на проект с кодовым именем «Iris». К этому моменту вы наверняка уже слышали кодовые названия других проектов: «Project Atlantis», «Project Dolphin», «Project Revolution», «Project Nitro» и другие. Но проект Iris наименее известный из всех. Хотя на наш взгляд он должен быть самым известным, потому что именно во время работы над проектом IRiS родилась двух-экранная схема консоли, которая на продолжительное время закрепилась у Nintendo как основная.

Долгое время вся информация о проекте Iris ограничивалась тем, что сообщил Сатору Ивата в своем интервью о WarioWare D.I.Y., опубликованном на сайте английского подразделения Nintendo. Сатору Ивата рассказал, что проект Iris был кодовым названием консоли следующего поколения, которая должна была прийти на смену Game Boy Advance. Однако, проект Iris не был реализован, а стал основой для Nintendo DS.

Но все тайное становится явным, так произошло и с Iris.

В 2017 году вышел 163 номер журнала RetroGamer и в нем было интервью с Сатору Окада – бывшим генеральным директором Nintendo Research & Engineering, того самого подразделения Nintendo, которое работало над консолями: Game Boy Color, Game Boy Advance, Game Boy Advance SP и Nintendo DS.

Проект Iris Сатору Окада
Сатору Окада

Сатору Окада рассказал о разработках многих консолей, но, что еще более важно, там пролит свет на проект Iris.

Вы можете скачать 163 номер журнала и ознакомится с ним.

Что такое Project IRIS?

Проект IRIS начался сразу после окончания работы над Game Boy Advance SP, то есть примерно в начале 2003 года.

Своим названием Iris обязан колоде карт Ханафуда.

Ханафуда – это разновидность японской колоды игральных карт. Дословно означает: цветочные карты. Колода состоит из 48 карт и имеет 12 мастей по 4 карты. Каждой масти соответствует один из месяцев года и определенное растение.

Iris должен был стать пятым поколением консолей Nintendo. А пятому месяцу года в картах Ханафуда соответствует цветок Ирис.

Так выглядят эти четыре майские карты:

Iris карты ханафуда

Во так проект Iris получил свое название.

Еще недавно, можно было только гадать какие были системные параметры у этой консоли, но в 2020 году произошла грандиозная утечка данных из компании Nintendo. В этой утечке был SDK (software development kit / набор средств разработки) для Iris и из него можно подчерпнуть основную техническую информацию:

Во-первых, в Iris не изменялось количество кнопок:

Project Iris SDK Buttons

Во-вторых, в Iris планировалось полноценное 3D (а не псевдо 3D как в Game Boy Advance). Даже была демка с двумя крутящимися кубиками:

Project Iris SDK 3d

И, в-третьих, там должно было стоять 2 процессора: ARM7 и ARM9.

Разработка консоли

По словам Сатору Окады разработка проекта Iris велась очень успешно, но произошло событие изменившее проект: к Окаде подошел Сатору Ивата и сообщил о звонке Ямаути сказав, что в новой консоли должно быть два экрана как у Game & Watch.

Сейчас мы знаем - это был грандиозный шаг, который привел к появлению Nintendo DS и Nintendo 3DS, а тогда оба Сатору ненавидели эту идею, но отказаться от нее не смогли.

С этого момента проект Iris начинает плавно перетекать в проект Nitro, что в свое время выльется в появление Nintendo DS.

Именно здесь можно было бы закончить данную статью, но у нас есть для вас сюрприз.

Патент Project Iris

Сложно сказать, когда проект Iris окончательно превратился в проект Nitro. Но этот патент регистрировался именно тогда (в начале 2004 года), когда шли активные работы над проектом (обратите внимание на количество кнопок):

Project Iris патент

Project Iris патент

Project Iris патент

Project Iris патент

Таким образом, проект Iris впитал в себя все самое лучшее, что было у Game Boy Advance и на многие годы предопределил концепцию развития консолей Nintendo.