Оглавление
Гайд (инструкция) на картридж SuperCard
Картридж SuperCard MicroSD - это флеш-картридж.
По своей сути флеш-картридж — это как жесткий диск для Game Boy Advance. И как на компьютере его можно использовать для пиратства или для обычной работы. Вы можете записать пиратские игры на флеш-картридж (если скачать ROM файл игры из интернета), а можете использовать флеш-картридж по другому назначению, например, скачав открытые ROM файлы или использовать свою программу. То есть использовать флеш-картридж как средство разработки.
Существуют четыре версии этого картриджа: два из них уже не найти и два вполне реально купить. Различаются
они тем, какая карта памяти им подходит.
Рассмотрим поближе:
Первый картридж сделан под карту памяти Compact Flash. Второй - под карту памяти SD. И третий, соответственно, под Mini SD.
Эти версии картриджей уже, практически, нереально найти. Однако, сейчас можно найти четвертую версию этого картриджа. Этот картридж официально под карту памяти Micro SD не выпускался, китайцы его сами переделали из версии Mini SD в версию Micro SD. Правда - это только мои домыслы. А если говорить по факту, то ничего не изменилось кроме использования более современной карты памяти.
Немного остановимся на моих предположениях. Официальный сайт supercard.cn существовал примерно до 2007 года. После чего канул в Лету. На этом сайте уже на тот момент существовала статья: как отличить поддельный картридж от оригинального. Прочитать об этом можно под катом.
Дальше мы будем рассказывать именно про этот картридж в который вставляется карта памяти MicroSD и который можно свободно приобрести на Aliexpress и Ebay. И под картриджем SuperCard будет подразумевать SuperCard MicroSD.
Видеообзор SuperCard
Посмотрите наш видеообзор на этот картридж! Там мы в наглядном виде постарались показать вам все минусы и плюсы этого картриджа ;)
Где купить?
Что нам нужно еще приобрести?
Для нормального использования этого картриджа необходимо докупить еще несколько вещей:
1. Карта памяти Micro SD.
Купить карту
памяти можно здесь, на
Алиэкспресс:
2. Нужен картридер к карте памяти, чтобы записывать игры с компьютера на карту памяти.
Купить картридер
можно здесь, на
Алиэкспресс:
Все это необходимо докупить отдельно. И после того, как у вас будет сам картридж, карта памяти и картридер - можете начинать его использовать.
В какой формат отформатировать карту памяти?
Карту памяти MicroSD нужно отформатировать в формат FAT. Не FAT 32, а именно FAT.
Как записать игры на картридж?
Первое, что нужно понимать, на карту памяти для этого картриджа нельзя просто взять и записать игры напрямую, они не запустятся. Нужен специальный софт, который патчит игры и позволит их запускать.
Скачать программу для патчинга ROMов можно здесь: setupsdV271en.zip
После того как вы установите эту программу и откроете, появится такое окно:
Здесь три кнопки Add
, Del
и Out
. Add
- добавить ROM
файл игры в программу, Del
- удалить добавленный ROM файл и Out
- записать
пропатченный файл на жесткий диск.
После того как вы добавите с помощью кнопки Add
ROM
файл игры, он автоматически пропатчится. Выглядеть это будет так:
Дальше нужно нажать кнопку Out
и игра запишется в то место, которое указано в настройках
программы. Для каждой игры будет создано три файла: сама игра, файл для сохранения и файл для
сохранения в реальном времени.
Перейдем к настройкам. Для этого нужно нажать кнопку Options, после чего откроется такое окно:
Out Path:
фактически это место, куда будет скопирован пропатченный ROM файл.
Language:
выбрать язык китайский или английский, оставляем английский.
Справа в таблице Game Default Set располагаются настройки самой игры.
Saver Patch:
позволяет сохранять игры на картридже. Вот пояснение данному процессу, но
тоже на английском языке: «it also supports normal saves, not sure what that means". There is a
single SRAM chip on the cartridge that is the same as used by the majority of genuine game
cartridges for battery-backed save. Most versions of SuperCard have a battery to maintain the save
in the same manner, but because they are intended to run more than one game (you add a bunch of ROM
files on your SD-Card), the SRAM gets cleared every time you start a game - it's actually
reintialised with a file from from SD-Card. After you modify the data in SRAM by saving your
progress in-game, you also have to use the hotkey menu for "normal save" to copy the contents of
SRAM to a file on SD-Card. Which is to say of course extremely stupid - instead they should have
used a tag file». Если попроще, то каждый раз сохраняясь в игре, вам нужно нажать специальную
комбинацию клавиш, чтобы окончательно записать это сохранение именно на карту памяти, а не оставить
на SRAM чипе, который при запуске другой игры обнулится.
Enable Restart:
эта опция позволяет выйти из игры не перезагружая постоянно приставку.
Enable Add Cheat:
включает чит коды.
Enable Compress:
может сжать игры аж на 50%. Однако, в обычных настройках данная функция
выключена, видимо как-то может повлиять на игру. Учитывая, что 2 гигабайта это очень много, включать
данную функцию смысла нет.
Enable RTS:
(RTS - Real Time Save) позволяет включить функцию сохранения в реальном
времени с помощью определенной комбинации клавиш (это будет рассмотрено дальше).
Стандартные настройки указаны на моем скриншоте (смотри выше).
ADD
, а потом убрали что-то в настройках (Options
), то нужно
удалить игру из программы и опять добавить ее с помощью ADD
.Supercard Patch Fail и зачем вообще нужен этот патчинг?
Сначала разберемся зачем вообще этот патчинг.
Существует такое понятие как Wait State – это задержка, испытываемая процессором при обращении к внешней памяти или другому устройству, которое медленно реагирует.
В нашем случае бывает быстрый доступ к памяти и медленный. Нинтендо начинали производство картриджей на медленной памяти (slow ROM - read only memory) из-за чего требовалась задержка, чтобы прочитать данные. В последующем Нинтендо стали производить все игры на быстрой памяти (fast ROM). GBA умеет работать с обоими режимами. В картридже с завода уже настроен WaitState Control, однако ROM образы игры, которые пиратят с картриджей, копируют это состояние WaitState control.
Вернемся теперь к нашему Flash картриджу Supercard. Картридж Supercard реализован на медленной памяти ROM и большинство поздних игр (которые мы скопировали с «быстрых» картриджей) не запустятся на нём без их изменения. Обычно у вас появляется просто белый экран.
Для этого и нужен патчинг игр.
Почитать про WaitState можно здесь: GbaSystemControl
Иногда, Supercard пишет, что Patch “Fail”, но игра при этом все равно запускается и идет хорошо. Это как раз и происходит потому что нет необходимости изменять игру, она итак приспособлена к работе с медленной памятью.
С другой стороны, такая ошибка может возникать если запустить программу без режима администратора.
Проблемы при патчинге
Некоторые проблемы, которые могут возникнуть при использовании софта:
1. Запускать данную программу нужно от имени администратора.
2. Настройки Saver Patch
, Enable Restart
и другие могут сломать игру,
поэтому если игра не запускается - попробуйте отключать эти настройки по одной, чтобы исключить
именно ту, которая мешает запуску.
3. Для некоторых игр нужно использовать программу gbata7a-en и использовать SRAM patcher (только его и ничего больше!) после чего использовать софт (тот который выше).
Игра тормозит?
Человек с ником в интернете Bubble2k создал патч, который чуть-чуть улучшает WaitState Control.
Чтобы воспользоваться этим патчем, нужно скачать эту программу: Prefetchpatcher.rar
После чего мы открываем программу для патча игр (та программа из раздела "Как записать игры?" этого
гайда), добавляем нашу игру, нажимаем на нее правой кнопкой и нажимаем кнопку Properties после чего
активируем Enable Save
и Enable saver Patch
(строго только эти). Как на
картинке:
Нажимаем Ok
и потом Out
.
Дальше тот файл игры (который получили от манипуляций выше) просто перетягиваем на файл Prefetchpatcher.exe. Там быстро мигает черное окошко командной строки и исчезает. Всё, наша игра готова, можно ее записать на карту памяти и играть.
Если у вас появились сомнения, сработал ли этот патч или нет, то посмотрите на размер игры до патча и после, он должен чуть-чуть изменится.
До патча:
И после патча:
А можно выйти из игры не перезагружая консоль?
Можно! Нужно нажать + и + одновременно.
А кроме Gameboy Advance игр можно еще что-то запустить?
В БИОС SuperCard картриджа встроено много разных эмуляторов, которые напрямую (без установки эмуляторов) поддерживают игры с разных платформ: NES игры (с расширением ROM файла .nes), Gameboy игры (с расширением ROM файла .gb), Gameboy Color игры (с расширением ROM файла .gbc), PC Engine/Turbo Grafx-16 игры (с расширением ROM файла .PCE), Sega Master System игры (с расширением ROM файла .SMS) и Game Gear игры (с расширением ROM файла .gg).
Если вдруг будут какие-либо проблемы, то попробуйте положить игры в папки с соответствующим названием .nes игры в папку nes, .sms игры в папку sms и так далее.
А как сохраняться в игре?
Это достаточно сложный момент. Условно разобьём все сохранения на четыре вида:
1. Real Time Save сохранения. Можно сохраниться в любое время и в любом месте. Нажимаем + + + и появляется меню, которое спрашивает нас сохранить ли игру? Нажимаем YES и все игра сохранена. Для загрузки соответственно нужно нажать ту же комбинацию кнопок и выбрать LOAD.
2. Normal Save. Нормальные сохранения — это сохранения, которые делаются таким-же способом, как если бы вы использовали обычный лицензионный картридж.
Зачем это нужно, если есть Real Time Save? По некоторым причинам, RTS сохранения могут не работать в ряде игр. Иногда вам могут понадобится настоящие сохранения. Например, в играх про Покемонов (Pokemon Fire Red, Pokemon Sapphire и другие) некоторые покемоны эволюционируют только если вы получите покемона через обмен от другого игрока. То есть, чтобы эволюционировать покемона нужно будет либо найти вашего коллегу с таким же набором либо купить провод и скачать ваш сейв. Тогда на компьютере через эмулятор GBA нужно запустить параллельно два ваших сейва и соединив их через Эмулятор (специальная функция в Эмуляторе - как будто вы играете по сети) обменяться покемонами. Также сейв файл может понадобится для Бэкапа и по иным причинам.
Для того, чтобы сделать «Normal сейв» нужно сделать следующее: когда в игре вы пройдете чекпоинт (на котором игра автоматически сохраняется) или место сохранения или сами нажмете кнопку сохранить (если игра поддерживает сохранения), то нужно сразу же нажать следующую комбинацию клавиш + + + и появится окно, в котором нужно подтвердить сохранение. И тогда ваша игра запишется с чипа SRAM на карту памяти.
3. Что делать если Normal Save и RTS не поддерживаются игрой?
В этом случае, когда в игре вы пройдете чекпоинт (на котором игра автоматически сохраняется) или место сохранения или сами нажмете кнопку сохранить (если игра поддерживает сохранения) нужно сразу выключить приставку. Включить ее и нажать вправо (Вкладка Saver на картридже), найти .sav файл от игры и нажать на него кнопкой . Появится надпись Do you save to SD? И опять нажать .
4. Как сохраняться в играх, запущенных в эмуляторе?
В эмуляторах поддерживается функция сохранения, но, чтобы она работала нормально, придется повозится.
Для начала нам понадобится создать .sav файл для игры. Для этого мы берем любой .sav файл от GBA игры, который мы создали с помощью софта выше и переименовываем его на такое же название от игры. Например, если игра называется tetris.nes, то мы переименовываем файл сохранения как tetris.sav.
После этого записываем этот файл на карту памяти в ту же папку, где лежит ROM с игрой.
После чего необходимо открыть меню эмулятора (либо клавиши + , либо в некоторых случаях клавиша ) и нажимаем кнопку сохранить (это могут быть разные кнопки Save, Save State, Save Menu или что-то похожее) после того, как игра напишет, что она сохранилась, мы нажимаем + + + и сохраняем игру как-будто это Normal Save.
Все игра сохранена.
А кино? Кино то можно смотреть или музыку послушать?
Можно, но не все так просто. Во-первых, нужна специальная программа. Раньше ее можно было скачать с официального сайта SuperCard, а теперь этого сайта нет. Во-вторых, нужно конвертировать видео и музыку в специальный формат GBM и GBS соответственно, чтобы запустить их. Конверторы тоже хранились на сайте SuperCard, который теперь не работает (справедливости ради, конверторы с того сайта работали плохо).
Но интернет великая вещь и он сохранил до сегодняшних дней и программу и конверторы (хотя и длинное видео не потянет, лучше короткие ролики, да и с музыкой не очень, но лучше так, чем без этого).
Итак, программа (Ее не нужно патчить, просто записать на карту памяти и все.): FilmPlay.gba.zip
Конвертор (установочный файл, у меня работает на windows 10): GBAMEDIA-eng.zip
И три демо файла (внутри видео + музыка), чтобы просто попробовать:
DEMO1.zip
DEMO2.zip
DEMO3.zip
А как обновить прошивку картриджа Supercard?
Перед тем, как читать дальнейший текст, ознакомьтесь с данной статьей, о всех последствиях прошивки!!! Вы должны полностью понимать все последствия своих действий!
На самом деле, если вы покупали картридж из Китая (версия картриджа с картой памяти Micro SD), то вам прошивать его нет необходимости, вероятнее всего он будет уже на версии 1.85, но проверить это нужно.
Чтобы проверить или обновиться до последней версии (1.85) нужно скачать файл прошивки и записать его
на карту памяти (в корневой каталог карты памяти!). Скачать файл можно
здесь: sd_v185.rar
После чего вставить картридж Supercard в Game boy Advance и включить консоль.
Появляется стартовое меню и такая картинка:
Файл sd_185.bin и есть файл с прошивкой. Запускаем его кнопкой и появляется меню, где написано старая прошивка (OLD) такая то, а вы хотите установить (NOW) такую-то версию.
Если они у вас совпадают, то ничего устанавливать не нужно, а если не совпадают, то можно обновиться.