Оглавление
Как мы делали картридж с игрой Apotris
Друзья, на сайте появился раздел о проектах DMG-Dreams и обзор физического издания Super Mario Land DX.
На Алиэкспресс появились:
Крутые металлические этикетки для консолей Game Boy Advance.
Привет, друзья!
Так получилось, что недавно я поучаствовал в одном крайне интересном проекте по созданию физического комплекта Game Boy Advance игры — Apotris.
И поскольку сам процесс оказался очень увлекательным, то я решил написать короткую статью об этом.
История ранних проектов
В этой главе повествование идёт от лица вдохновителя и главного мотора всей этой движухи – Руслана:
С лягушкой не пошло
Всё началось где-то в 2022 году. Мы постепенно пришли к идее сделать что-то своё — физическое, настоящее. Вдохновением послужили компании вроде Limited Run, которые выпускают современные игры на ретро-картриджах с бонусами: наклейками, постерами, красивыми коробками.
В чате DMG-Dreams собрались люди, объединённые любовью к ретро-консолям, особенно Game Boy и Famicom. Мы решили: а почему бы нам тоже не попробовать?
Первым проектом стала игра про лягушку — название на английском, произнести сложно. Речь шла об игре The Frog For Whom the Bell Tolls — японском RPG-приключении, выпущенной Nintendo в 1992 году исключительно в Японии.
Позже появилась фанатская англоязычная локализация, но официального релиза за пределами Японии так и не было.
Её название переводится как "Колокол звонит по лягушке" — аллюзия на название известного романа Хемингуэя. Но в японской трактовке это юмористическое приключение с элементами RPG и платформера.
Мы хотели сделать картридж с игрой, коробку и инструкцию. Всё как у "больших разработчиков". Нашли донорские картриджи и заказали платы.
Нарисовали оформление и перевели инструкции.
Но проект завяз. Кто-то не делал вовремя, кто-то обижался, команда распалась. Плакат не получился, инструкцию не закончили. Это был наш первый неудавшийся проект.
Наш первый картридж
После неудачи мы сделали вывод: работать нужно в маленькой команде. Два-три человека, максимум. Так начался наш следующий проект — VS. Super Mario Bros.
Эта игра — аркадная версия классического Mario, но сложнее и с таблицей рейтингов. Её выпускали в США, но не издавали на домашних консолях.
Кащей перерисовал коробку и инструкцию с японской на английскую.
Я нашёл качественные корпуса в Японии и Китае. Платы сначала не получались, потом удалось найти мастера в Китае, который понял наш замысел.
Ну как понял. Для этого пришлось рисовать картинку. Общались жестами, но через интернет.
Мы собрали первую партию из 13 штук — с коробкой, инструкцией, наклейкой.
И даже сделали рекламный постер, как в старых журналах. Его Кащей перерисовывал 50+ часов.
Это был наш первый удачный релиз.
Фиолетовый Grimace и магия Happy Meal
В конце 2023 года Евген купил ROM игры Grimace's Birthday, сделанный для McDonald's.
Игра существовала только в цифровом виде и распространялась бесплатно.
Евген также приобрёл исходники: коробку, наклейки, материалы. Инструкции в привычном виде не было — её сделала с нуля супруга Кощея, и получилось круто. Мы почти не правили.
Я нашёл нового производителя в Китае, который прислал отличные платы. Корпуса выбрали двух цветов — фиолетовые и жёлтые.
Добавили магнитик из фанеры в виде Game Boy Color, брелок с героиней, матовую коробку как у Happy Meal.
Партию разобрали быстро. Цена была справедливая — 3500₽, без наценки. Проект получился подарочным.
Вот такая была предыстория создания картриджа Apotris.
Apotris
После успешного релиза Grimace команда DMG-Dreams решила взяться за более амбициозный проект — на платформе Game Boy Advance. Выбор пал на Apotris — современную версию тетриса, которую не издавала Nintendo и которая распространялась бесплатно.
Почему именно Apotris?
Сторонник фанатского подхода Евген с самого начала настаивал на принципе: если игра не выходила физически, её можно «переиздать» неофициально. Apotris идеально подходила — это была сторонняя разработка, качественная и никогда не выходившая на физическом носителе.
Команда хотела не просто ROM-файл на флешке, а полноценный физический релиз — с коробкой, наклейкой, инструкцией и сувенирами. Главной изюминкой должен был стать вибро-картридж, функция редкая даже для официальных GBA-изданий.
Но перед тем, как что-то делать, надо было уточнить кому это вообще нужно. Руслан опубликовал пост с вопросом: «Кто бы купил Apotris с вибро-картриджем и полным комплектом за ~3000₽?»
Сразу откликнулись 10 человек. Это стало поводом начать производство. Всего решили выпустить 20 комплектов: 4 — в коллекцию, 10 — по предзаказу, остальные — как резерв.
Для производства картриджей Руслан обратился к китайскому поставщику, который уже работал с вибро-платами. Опять через программу переводчик, с помощью жестов, получилось объяснить, что нужна вибрация на картридже.
Никто не верил, что китаец до конца уяснил, что хотел Руслан. Но в итоге, несмотря на все сомнения, поставщик всё понял — и отправил готовые вибро-картриджи.
Корпуса, цвет и магниты
Корпуса заказывались у нескольких поставщиков. Итоговый выбор пал на прозрачные, светящиеся в темноте — визуально привлекательные.
С выбором цвета магнитиков возникла заминка. Автор проекта написал Евгену, тот ответил: «Делай розовый». Так и появился розовый магнит в виде GBA с заставкой Apotris.
Рукава и самая дорогая часть
Изначально они планировали взять обычные пластиковые матовые коробки.
Но в итоге от этой идеи отказались и сделали кастомные прозрачные коробки.
Так как коробки были прозрачными, команда решила сделать рукав — по аналогии с японскими релизами GameCube. Их печатали в локальной типографии. Из-за малого тиража стоимость оказалась высокой: около 500₽ за штуку.
Видите? На коробку одет картонный рукав.
Это сделало рукав вторым по стоимости элементом после плат.
Инструкция и стикерпаки
Кащей создал стикерпак — с персонажами в духе Apotris: от тетрисных кубиков до упоротых лиц. Было придумано очень много концептов.
Потом Кащей пришел к чему-то такому:
А итог получился таким:
Работа над инструкцией началась с черновика. Подключили фрилансера, но он затягивал сроки и отказался от дальнейших правок. В итоге всё снова завершил Кащей.
В процессе вышла новая версия Apotris (4.0.2), и пришлось переписать около 40% инструкции.
Примерно тогда я и присоединился. Меня попросили вычитать и поправить инструкцию.
Изначально это был обычный вордовский файл, который выглядел так:
На этом этапе я просто правил текст, выделяя свои предложения серым. Поскольку до этого мы не работали в команде с DMG-Dreams, то не очень было понятно, как выстроить всю работу. Поэтому я просто предлагал текст и выделял предложения цветом.
После того как я впервые поправил текст, мануал начал приобретать финальные черты. Мне его опять скинули на проверку.
Поскольку для написания инструкции пришлось разбираться во всех тонкостях игры, то не обошел меня и редактор блоков. Так появилась то самое удивленное лицо.
Но самое любимое мое место было на 35 странице. Найдете его? Я считаю, что инструкция это именно то место, где должен быть такой текст :)
Но в итоге мы победили и инструкцию. Со временем начали приезжать все заказанные части и можно было начинать сборку итогового комплекта.
Итоговой точкой в создании этого картриджа можно назвать момент, когда он доехал до меня. Супруга делает все фотографии для сайта и вполне понятно, что честь создать рекламные изображения картриджа выпала именно ей. Так получились эти чудесные фотографии.
Эпилог
Apotris стал крутым, живым проектом. Работа заняла около пяти месяцев. Всё — от идеи до физического результата — было сделано руками увлечённых людей. И мне повезло стать частью этого проекта.
Этот продукт стал источником большого опыта и понимания, как делать вещи по-настоящему. Было много мелких задач, решений на ходу, неожиданных трудностей — но мы справились!
А когда всё наконец собралось воедино — коробка, картридж с вибро, напечатанная инструкция и стикеры — это выглядело по настоящему здорово. Получился классный результат, который хочется держать в руках и показывать друзьям.