Оглавление

История Nintendo DS

Восемнадцать лет назад компания Nintendo выпустила самую инновационную консоль из когда-либо существовавших.

Анонс Nintendo DS

Несмотря на то, что больше всего в глаза бросается наличие двух экранов, они не стали основой успеха этой консоли. Грандиозный успех этой консоли принесла комбинация из многих нововведений о которых мы поговорим чуть позже.

К тому моменту консоль с двумя экранами уже была на рынке. И выпускала ее тоже компания Nintendo. Речь идет о Game & Watch.

Game & Watch

Изначальная концепция Nintendo DS была абсолютно другой. В Nintendo не планировали создавать самостоятельное семейство консолей. Они хотели всего лишь разработать Game Boy Advance 2.

Разработка консоли

Сразу после выпуска Game Boy Advance SP в Nintendo стали разрабатывать новую консоль - Game Boy Advance 2 под кодовым названием Project Iris. Если говорить про классические Game Boy Advance консоли, то они были сделаны для проигрывания 2D анимации, а новая консоль должна была работать с 3D. Больше никаких изменений там не предполагалось.

Но произошло одно событие, которое очень сильно повлияло на Project Iris. 14 мая 2003 года Sony анонсировали новую портативную консоль - Playstation Portable.

Анонс Playstation Portable
E3 2004 Sony впервые показывают PSP

А чуть позже Sony объявили технические характеристики новинки, и вот тут боссам Nintendo стало совсем плохо. Фактически Sony анонсировали тоже самое, что разрабатывали Nintendo, но в 10 раз лучше. Какая может быть конкуренция между консолями в условиях, когда у PSP процессор 300 мГц и картридж на 1,8 гигабайта, а у Project Iris процессор 50 мГц и картридж на 512 мегабайт. При этом основная фишка обеих консолей была заявлена как возможность играть в полноценные 3D игры.

В более поздних интервью разработчики Nintendo будут говорить, что у них была особая концепция консоли, которая не конкурирует с PSP.

Но та самая «особая концепция» появилась именно благодаря PSP, о чем всегда умалчивали в Nintendo.

По странному стечению обстоятельств инженеры Nintendo не видели в выпуске более слабой консоли ничего страшного. А вот Хироши Ямаути (президент компании Nintendo) сразу понял, что если ничего не поменять, то это приведет Nintendo к провалу.

Хироши Ямаути (президент компании Nintendo)

Даже перед самым выпуском консоли он не верил до конца, что все будет хорошо. Он говорил: «Если DS будет успешной, мы вознесемся на небеса, но, если она провалится, мы опустимся в ад. Следующие два года решат судьбу Nintendo». Ямаути было понятно, что нужно внести такие изменения в консоль, которые позволили бы ей ярко выделятся на фоне других. И он придумал идею добавить дополнительный экран.

После чего позвонил Сатору Ивате и сказал, что в новую консоль нужно добавить второй экран, как это было в Game & Watch.

Удивительно, что разработчики не понимали таких простых вещей и противились идее двух экранов. Но в любом случае выбора у них не было, поэтому они приступили к реализации этой идеи.

Так, после звонка Ямаути, Project Iris начал превращаться в Project Nitro. Подробнее почитать про Project Iris и посмотреть на эту консоль можно в статье: «Project Iris».

Project Nitro

С момента добавления второго экрана Project Iris переименовали в Project Nitro.

Многие люди не очень понимают концепцию двух экранов. Например, мои знакомые, которые не слышали про Nintendo DS даже интересовались зачем нужен второй экран, ведь одновременно смотреть можно только в один?

Конечно, они в чем-то правы. Хотя в некоторых случаях наличие двух экранов чуть удобнее. Например, если нужно вызвать инвентарь в игре, то обычно он перекрывает весь экран. А на Nintendo DS он открывался на втором экране. Еще там можно было показывать карту или какую-то дополнительную информацию.

Nintendo DS Mario Kart

Но стали бы два экрана той самой необычной особенностью, которая заставляла людей покупать эту консоль? Не думаю. Как я писал выше, именно комбинация нововведений побуждала людей покупать Nintendo DS. Да и сами разработчики так думали, ведь ни один из них не сказал, что больше всего гордится двумя экранами. Хотя одно можно сказать точно - два экрана сразу бросаются в глаза и вызывают желание познакомится с консолью поближе.

Перед тем как мы посмотрим на другие инновации, нужно отметить, что у Nintendo никогда не было четкого видения того, какой должна быть новая консоль. Разработке консоли не предшествовал этап планирования, где четко описывались функции, которыми должна обладать консоль. Наоборот, инженеры Nintendo всегда разрабатывали или тестировали какие-то технологии, которые в последствии добавляли в нее.

Кеничи Сугино и Сигэру Миямото единодушно заявляли в интервью, что Nintendo DS — это результат трех таких идей, которые изначально разрабатывались независимо друг от друга: сенсорный экран, беспроводные функции и мощный графический чип.

И если с мощным графическим чипом всё понятно, он был реализован еще на стадии разработки Project Iris, то сенсорный экран и беспроводные функции были добавлены в последнюю очередь.

Сенсорный экран

Изначально в Nintendo хотели сделать аналоговый стик, который бы торчал из консоли. Но потом отказались, ввиду того, что появился сенсорный экран.

Nintendo DS сенсорный экран

Кому первому пришла в голову интегрировать в Project Nitro сенсорный экран - неизвестно. Так получилось, что в Nintendo уже давно вынашивали эту идею. Еще в 1998 году команда разработчиков хотела реализовать эту функцию в Game Boy Color. Правда потом от идеи все-таки отказались, потому что эта разработка очень сильно затемняла экран консоли.

Сенсорная панель на экран Game Boy Color

Но потом в чью-то голову пришла одна интересная идея, раз уж в консоль все равно планировалось установить два экрана, то почему бы не сделать нижний экран сенсорным. Должно было получится гораздо удобнее, чем использовать сенсорное устройство с одним экраном. Ведь когда пользуешься стилусом, то перекрываешь большую часть экрана рукой, а тут был второй экран, который оставался полностью открытым. Был и второй бонус, сенсорный экран открывал совершенно новые игровые возможности в мире консолей, плюс к этому был интуитивно понятным вариантом управления.

По словам Осаму Иноуэ, окончательно идея с сенсорным экраном созрела весной 2003 года во время разговора между Сатору Ивата и Сигэру Миямото, который происходил в итальянском ресторане. Тогда Сигэру показал свою идею, которую он реализовал до этого. Он разделил экран КПК (карманный персональный компьютер, они были популярными в то время), на две части изолентой и написал маленькую программу. На нижней части экрана находился маленький Марио и если на него нажать, то он запрыгивал на верхнюю часть экрана.

КПК + Марио

Сигэру Миямото смог уговорить Сатору Ивата, который все еще колебался по поводу сенсорного экрана, и идея пошла в работу.

Сетевые функции

По странному стечению обстоятельств в Nintendo не рассматривали интернет как что-то серьезное. Но все равно продолжали работу над сетевыми функциями.

Nintendo DS Wi-Fi

Сатору Ивата, выступая на Tokyo Game Show 2003 с лекцией «20 лет Famicom: настоящее и будущее игровой индустрии», объявил о выпуске новой игры Pokemon Leaf Green / Fire Red. При этом они должны были комплектоваться специальным беспроводным адаптером, который позволял бы играть по сети без проводов.

GBA Wireless Adapter

Кстати говоря, Масато Кувахара показывал первый прототип такого беспроводного устройства, который он собрал буквально на коленке. Это была огромная куча проводов, которую он называл лапшой.

Wireless Adapter прототип

Еще у этого устройства была незадокументированная функция. По задумке Nintendo, с помощью этого адаптера можно было играть не только между консолями, но и выходить в интернет. Сама функция была готова, но под нее ничего не реализовали.

Имея на руках такую разработку, было бы странным если бы в Nintendo не пришли к идее добавить такие возможности в Nintendo DS. Причем они хотели, чтобы там не было никаких адаптеров, а все было размещено прямо в консоли.

Ответственным за интеграцию был назначен Масато Кувахара, но учитывая, что Wireless Adapter, разработкой которого он руководил, появился только в начале 2004 года, работа над сетевыми функциями для новой консоли стартовала еще позже. Но в конечном итоге они успели все подготовить.

Кроме главных изменений были и маленькие. Например, звук из монофонического стал стереофоническим.

Сатору Окада настоял на том, чтобы вставить в консоль микрофон. Причем микрофон рассматривался как отдельный источник управления, а не для записи чего-то. Добавили в консоль и режим сна.

Выпуск консоли

Начиная с выхода Game Boy Advance SP в интернете распространялись слухи о том, что Nintendo работают над консолью Game Boy Advance 2. И, по сути, это полностью соответствовало действительности, ведь Nintendo вели разработку Project Iris. Но в начале января 2004 года Nintendo опровергли эти слухи.

21 января 2004 г. Nintendo выпустили пресс релиз, в котором рассказали, что они выпустят новую консоль с двумя экранами и даже указали предварительное название - Nintendo DS.

Nintendo DS выпуск консоли

А 12 мая 2004 года на выставке E3, Nintendo показали новую консоль.

Nintendo DS выпуск консоли

Но самое интересное тут в том, что Nintendo продемонстрировали прототип, который в итоге был сильно изменен.

У старого дизайна была прямая верхняя часть.

Nintendo DS прототип

Обратите внимание на шарниры, изначально они располагались по-другому.

Nintendo DS прототип

Даже задние кнопки (L и R) выглядели по-другому.

Nintendo DS прототип

Но уже 28 июля 2004 года Nintendo выпустили пресс-релиз, где официально утвердили название консоли (Nintendo DS) и показали итоговый дизайн.

Nintendo DS после изменения дизайна

Как вы видите дизайн консоли изменился кардинально.

Nintendo DS после изменения дизайна

Старт продаж

2 декабря 2004 года продажи стартовали в Японии. До старта продаж менеджеры Nintendo лично ездили по магазинам и проверяли как выглядят витрины.

Nintendo DS старт продаж

Nintendo подготовили практически 500 тысяч консолей для старта продаж.

Nintendo DS старт продаж

Очереди в магазин начали появляться с вечера 1 декабря, а в 6 утра 2 декабря разрослись до огромных масштабов.

Nintendo DS старт продаж

Эпилог

Интересно получается, Nintendo получили такой пинок от Sony, что их запала хватило на 13 лет выпуска консолей. Основы, заложенные в Nintendo DS в том или ином виде, просуществовали вплоть до выпуска New Nintendo 2DS XL (2017 г.).

Общие продажи в 154 миллиона консолей показали, что Nintendo двигались правильным путем. Но при этом, сравнивая продажи Nintendo DS (18 миллионов продаж) и Nintendo DS Lite (93 миллиона продаж) становится очевидно, что к Nintendo DS было много претензий. Именно поэтому Nintendo DS Lite, в которой все недостатки Nintendo DS были исправлены, продалась таким рекордным тиражом.