Оглавление
История PlayStation Vita. Часть 1. PСH-1000
История PlayStation Vita начинается в самый разгар жизненного цикла PlayStation Portable. Sony выпустили целых пять разновидностей PSP и тем более удивительно, что разработка PS Vita началась прямо перед выходом PSP-3000.
Разработка консоли
Несмотря на то, что разработка продолжения культовой PlayStation Portable стартовала в мае 2008 года эта история началась гораздо раньше. 30 ноября 2006 года Кен Кутараги передал свой пост Президента SCE Кадзуо Хираи. Это административное решение буквально изменило всё.
Слева Кадзуо Хираи, а справа Кен Кутараги
В далеком прошлом, когда Sony и Nintendo проектировали свои консоли, они делали это с нуля. Максимум, что они могли взять – это архитектуру процессора ARM и на её базе собрать свой уникальный процессор.
Но перед разработчиками консолей всегда стоял не простой выбор: получить уникальный процессор, который на 100% подходит к консоли, но затруднит разработку игр для неё или упростить жизнь разработчикам, но ослабить консоль.
Когда Кадзуо Хираи сменил на посту Кена Кутараги, то у Sony полностью изменилась философия проектирования аппаратного обеспечения. Старой осталась только концепция – новая портативка должна быть на уровне PlayStation 3 и иметь дополнительные органы управления (второй стик).
Вместо того, чтобы пытаться спроектировать свой уникальный процессор для PS Vita, разработчики Sony взяли готовые решения: четырёхъядерный ARM Cortex A9 (основной процессор консоли) и PowerVR SGX543 (графический процессор) и буквально чуть-чуть видоизменили их. "Удивительно", но именно эти чипы устанавливались в iPad тех лет.
Что интересно, Sony очень хотели добавить многозадачность в новую консоль и решили полностью разделить систему и игры. Так, три ядра процессора работали исключительно на игру, а последнее ядро всегда поддерживало систему. То есть, например, вы могли в любой момент свернуть игру и открыть что-то другое (правда две игры открыть нельзя было). Когда вы выходили из игры, то она просто сворачивалась. Чтобы окончательно ее закрыть нужно было потянуть за уголок.
Но самое главное изменение коснулось именно экрана PS Vita. Еще со времен PSP большой экран был главной фишкой консоли, поэтому разработчики Sony решили его кардинально переработать и улучшить. Так в PlayStation Vita добавили очень крутой пятидюймовый OLED экран с разрешением 960 на 544 пикселя и возможностью вывода 17 миллионов цветов.
Так была создана основа консоли: мощный процессор и видеокарта, крутой экран и второй стик. Но вот дальше на разработке консоли сказался «новый подход».
Новый подход
Если раньше Sony просто выкатывали готовые решения и говорили создателям игр – вот консоль, делайте игры. То в этот раз они буквально заставили создателей игр участвовать в разработке PS Vita.
14 сентября 2005 года Sony Computer Entertainment объявила о создании SCE Worldwide Studios. Это была компания, которая объединила все студии разработчиков игр, принадлежащие SCE. А во главе новой компании встал Шухей Ёсида.
Когда Кадзуо Хираи дал команду максимально задействовать создателей игр в разработке PS Vita, то перед инженерами Sony встал вопрос: а как это сделать? Представьте, что вы придумали новую фишку для портативки, но кому ее отдать на тестирование? Sony это не маленькая компания с десятью сотрудниками, а огромная корпорация, причем разбросанная по всему миру.
Шухей Ёсида буквально стал связующим звеном между японским офисом с инженерами и подразделениями SCE WWS, которые тестировали новую консоль и подбрасывали идеи.
Это дало свои плоды, например, многие сомневались, что задний сенсорный экран в PS Vita вообще кому-то понадобится. Но команда BigBig из Великобритании разработала прототип игры Little Deviants в которой очень хорошо использовалась задняя сенсорная панель PS Vita. Тогда все поняли, что эту функцию можно оставить.
Такое впечатление, что это указание Кадзуи Хираи сломало плотину. Очевидно, что лавры Nintendo с их творческим подходом к консолям не давали покоя разработчикам Sony. Все захотели добавить в PS Vita что-то своё. В итоге в новой портативке появились: трехосный электронный компас, трехосевой гироскоп, акселерометр, сенсорный экран спереди и сзади, 3G и GPS, микрофон, камеры спереди и сзади (для дополненной реальности).
Правда в большинстве игр это вообще не нужно. Зачастую в играх использовался только второй стик, который действительно был нужен.
Самое веселое в том, что подход то новый, а некоторые решения остались старыми. Так, карта памяти для консоли была полностью проприетарной.
И как обычно это сыграло с Sony злую шутку, во-первых, карт памяти на старте продаж многим не хватило, а во-вторых, картридеров к ним просто не существовало.
Что интересно, из-за этого «нового подхода» пришлось кардинально изменить дизайн самой консоли.
Дизайн консоли
Еще в далеком 2008 году появились слухи о том, что Sony работают над PSP 2. А в 2010 произошла интересная утечка. Игровой блог VG247 получил фотографии предполагаемого прототипа PS Vita:
Но в 2010 году это были две фотографии ужасного качества, а итоговое устройство выглядело совсем по-другому. Поэтому не ясно было правда это или нет. Но в итоге всё подтвердилось. В 2019 году кто-то выложил этот прототип на продажу через eBay. Продавец хотел за него 19999 долларов.
Этот прототип не имел аккумулятора, работал только от сети и в него вставлялась обычная SD карта памяти.
Изначально разработчики Sony хотели выпустить новую консоль в форм-факторе слайдера (как PSP GO), но в итоге отказались от этого решения. Проблема крылась как раз в «новом подходе». Использование универсального, а не уникального процессора и видеокарты привело к тому, что тепловыделение сильно увеличилось. У инженеров Sony никак не получалось его снизить при таком форм-факторе. Ведь, по сути, все чипы находились в одной половинке, а там место было ограничено.
Именно поэтому, когда состоялся первый анонс консоли, она выглядела совсем по-другому.
Анонс консоли
27 января 2011 года на мероприятии PlayStation Meeting 2011 состоялась премьера новой консоли.
Кадзуо Хираи вышел на сцену и представил новую портативку от Sony.
Что интересно, тогда еще не было утверждено название консоли. Ее представляли как «Next Generation Portable».
Обратите внимание, что снизу написано не привычное нам PS Vita, а просто PlayStation. Сама консоль была представлена в двух цветах: белом и черном.
Кадзуо рассказал о некоторых подробностях: у консоли свой формат для картриджей (по сути, карта памяти, но в виде картриджа), передняя и задняя панель - сенсорные и был добавлен второй аналоговый стик.
Кадзуо Хираи объявил, что консоль будет совместима с Android. А многие игры можно будет запускать на телефонах.
А на пресс-конференции посвященной выставке E3 2011 объявили, что новая консоль будет называться PS Vita.
На выставке TGS 2011 PS Vita - представлена в разных цветах.
А также было объявлено, что она поступит в продаже 17 декабря 2011 года.
Выпуск консоли
Уже никого не удивить, что в день старта продаж новой консоли образуются огромные очереди. Но в этот раз всё началось 15 октября 2011 года в день, когда стартовало бронирование новой консоли.
Уже в 5.30 утра образовалась огромная очередь, которая в итоге выросла аж до 500 человек.
В 6 утра пошел дождь.
Повезло только тем, кто находился в начале очереди. Они были под навесом.
В 6.45 появились сотрудники, которые объясняли, как заполнить форму предзаказа.
Красный бланк выдавался тем, кто хотел взять версию консоли с 3G, а черный для обычной версии.
Удивительно конечно получилось. Огромные очереди образовались просто чтобы сделать предзаказ PS Vita. Что же тогда должно было быть в день старта продаж!?
Основные мероприятия по старту продаж PS Vita состоялись 17 декабря 2011 года в Токио в магазине Shibuya Tsutaya.
Туда приехали Эндрю Хаус (председатель SIE) и Кадзуо Хираи. Они запустили обратный отсчет до старта продаж.
А первый счастливчик получил свою консоль лично из рук Эндрю Хауса.
Самая большая очередь была зафиксирована перед магазином Йодобаши Акиба.
Там было около полутора тысяч человек!
Эпилог
Казалось бы, такие очереди могли свидетельствовать о том, что консоль PS Vita очень хорошо приняли. За неделю в Японии было продано 300 тысяч единиц, а в Америке 200 тысяч консолей. А вот на следующую неделю продажи резко просели и остановились на 12 тысяч единиц в неделю в Японии и 7 – 10 тысяч в Америке.
И, по сути, это был полный провал. Причем если изначальные продажи были очень хорошими, то потом что-то пошло не так.
И это не конец истории...