Оглавление
История PlayStation Vita. Часть 2. VTE-1000 и PCH-2000
Друзья, наши коллеги сделали очень крутой комплект с игрой Apotris! Я принимал участие в его создании.
Cоветую присмотреться. Купить можно на Авито.
Если сказать, что вы пришли с этого сайта, то сделают скидку 5% ;)
А еще, на Алиэкспресс появились:
Крутые металлические этикетки для консолей Game Boy Advance.
История PlayStation Vita. Часть 1. PСH-1000.
История PlayStation Vita. Часть 2. VTE-1000 и PCH-2000.
В 2013 году на пресс-конференции SCEJA 2013 компания Sony наконец-то раскрыла цену и дату начала продаж PlayStation 4. В течение почти двух часов представители компании делились информацией о грядущих играх и планах на будущее.
Всё шло как обычно — стандартная презентация, посвящённая запуску новой игровой системы. Но, следуя традиции, которую когда-то ввёл Стив Джобс, в самом конце мероприятия Sony приберегли ещё один сюрприз.
Компания представила сразу две новые консоли: PlayStation Vita TV и PlayStation Vita 2000.
В этой статье мы подробнее рассмотрим историю создания этих устройств.
Но перед тем, как перейти к рассмотрению второй части давайте чуть-чуть вернемся назад. К моменту разработки первой PlayStation Vita.
Забытая возможность PS Vita: HDMI и концепция Live Core
В предыдущей части мы не затронули один любопытный и важный момент. На самых ранних этапах разработки PlayStation Vita инженеры Sony оснастили девкиты консоли HDMI-выходом. То есть, предполагалось, что PS Vita можно будет подключать к телевизору и играть. Однако впоследствии от этой идеи отказались.
Если взглянуть на один из патентов того времени, можно заметить, что под номером 25 действительно обозначен HDMI-порт. Это лишний раз подтверждает, что Sony серьёзно рассматривали такой сценарий использования консоли.
Инженер Мунэки Симада в одном из своих интервью упоминал, что в оригинальной модели PS Vita 1000 действительно был встроен видеоскейлер — аппаратный компонент, необходимый для масштабирования изображения. Более того, вопрос о возможности вывода видео через кабель обсуждался внутри команды, но в итоге был отклонён.
Причина отказа от этой функции — куда интереснее, чем просто вопрос себестоимости. Всё дело в концепции, которую Sony пыталась реализовать в рамках PlayStation Vita. Концепции, которую внутри компании называли Live Core.
Live Core задумывался как универсальное ядро — не просто игровая консоль, а модуль, который мог бы стать основой для целой линейки устройств. Это мог быть и медиаплеер, и приставка для облачного гейминга, и другие гибридные форматы. По сути, Vita должна была стать платформой, а не просто карманной консолью.
Одним из воплощений этой идеи и стал впоследствии проект PlayStation Vita TV — устройство, работающее на той же архитектуре, но уже ориентированное на домашнее использование с выводом изображения через HDMI.
PlayStation Vita TV: мечта о Live Core и её компромиссы
Разработка PlayStation Vita TV началась за шесть месяцев до релиза оригинальной PS Vita. Это важно — потому что получается, что Sony намеренно исключила HDMI-выход из финальной версии портативной консоли, чтобы сохранить уникальность новой домашней приставки. Возможность играть на большом экране, будучи встроенной в PS Vita, попросту обесценила бы саму идею Vita TV.
По сути, PS Vita TV стала первым и единственным воплощением концепции Live Core — универсального ядра, которое Sony хотела использовать в различных устройствах. Что же входило в эту концепцию?
Цель Sony была амбициозна: создать компактное и недорогое устройство, которое дало бы пользователям доступ к экосистеме PlayStation у себя дома. Консоль должна была уметь:
Запускать игры с PSP и PS1;
Запускать игры от PS Vita;
Поддерживать Remote Play с PlayStation 4;
Воспроизводить медиаконтент, включая телевидение и YouTube.
Медиакомбайн с уклоном в игры — в корпусе размером с пачку сигарет и по цене менее 10 000 иен (около $100).
Но едва начав работу, разработчики столкнулись с множеством сложных вопросов. Как заменить сенсорный экран и заднюю сенсорную панель? Что делать с отсутствием GPS, гироскопов и камер? А нужны ли они вообще?
Решение оказалось простым — максимальное урезание функциональности. Сначала переработали главное меню, ведь на PS Vita управление строилось вокруг сенсорных жестов, включая знаменитый «потяни за уголок, чтобы закрыть приложение». Для DualShock это было попросту невозможно, поэтому пришлось полностью переделывать интерфейс под контроллер.
Все прочие функции — GPS, гироскоп, камеры — просто вырезали. Ирония в том, что после удаления всех этих модулей корпус PS Vita TV получился... больше, чем у самой PS Vita. Инженерам пришлось заново разрабатывать компоновку платы и уменьшать устройство. Задача была двойной: сделать консоль как можно дешевле и как можно незаметнее.
В какой-то мере у них это получилось. Но какой ценой?
Вспомните: над PS Vita работали студии со всего мира, и каждая добавляла в консоль свои уникальные функции. Например, студия BigBig (Великобритания) сделала Little Deviants — игру, активно использующую заднюю сенсорную панель. Благодаря таким играм Sony и решилась включить эти технологии в финальную версию PS Vita.
Но теперь перед командой PS Vita TV встал тупик: а что делать с играми, которые используют все эти функции?
Решение: создать список совместимых игр — буквально разделить библиотеку PS Vita на две категории:
Те, которые можно запускать на PS Vita TV (без специальных элементов управления);
И те, которые нельзя (например, Uncharted: Golden Abyss, флагманский эксклюзив Sony).
В итоге все самые технологически продвинутые игры Sony оказались недоступны на их собственной новой консоли.
Так появился странный гибрид — PS Vita TV. Sony говорила, что это не конкурент Apple TV, а игровая приставка. Но даже собственные хиты Sony на ней не работали.
Да, они достигли двух целей: компактности и низкой цены. Но ценой стала тотальная кастрация функционала.
Позднее, многие журналисты и аналитики сошлись во мнении: PS Vita TV обречена была провалиться, потому что… не была PS Vita. Всё, что делало оригинальную консоль уникальной — оказалось недоступным на её «домашней» версии.
Парадокс заключался в том, что все лучшие игры платформы — Wipeout 2048, Assassin’s Creed III: Liberation, Tearaway, Gravity Rush, Borderlands 2 — либо полностью не поддерживались, либо требовали специфического управления, отсутствующего на PS Vita TV.
И ведь часть этих проблем можно было бы решить. Например, геймпад DualShock 4 имеет сенсорную панель, которая могла бы эмулировать элементы управления Vita. Но ни сама Sony, ни сторонние разработчики не стали адаптировать свои игры под PS Vita TV, даже спустя месяцы после релиза.
Это, безусловно, ударило по продажам. По данным Media Create, в первую неделю после старта в Японии было продано всего 42 172 устройства — удручающе низкий результат даже по меркам нишевых платформ.
Но на фоне этой неудачи, одновременно была представлена и другая консоль PS Vita 2000. Поэтому предлагаю перейти к ней.
Разработка PlayStation Vita 2000: упрощённая и противоречивая
Весной 2012 года в Sony началась работа над новым вариантом портативной консоли — PCH-2000, моделью, призванной заменить и упростить оригинальную PS Vita.
На старте, в 2011 году, Vita предлагалась в двух вариантах: стандартная модель без 3G и версия с поддержкой 3G-связи (в неё можно было вставить SIM-карту и использовать мобильный интернет). Именно базовая модель без SIM-карты и должна была быть вытеснена облегчённой версией.
Идея стояла в том, чтобы сделать консоль более дружелюбной к пользователю. А что Sony подразумевала под "дружелюбием"?
1. Доступность и цена
Главное — цена. Новая модель должна была быть дешевле, чтобы заинтересовать более широкую аудиторию, особенно молодёжь.
Для сравнения:
PS Vita Wi-Fi (2011) стоила 24 980 иен (~250 долларов);
PS Vita 3G — 29 980 иен (~299 долларов);
А Vita 2000 продавалась всего за 18 980 иен (~190 долларов).
2. Упрощение в повседневном использовании
В неожиданном порыве здравого смысла, Sony добавила в PS Vita 2000 microUSB-разъём для зарядки. На фоне собственных проприетарных кабелей и разъёмов — это выглядело настоящей революцией.
Также появилась встроенная память объёмом 1 ГБ — немного, но достаточно, чтобы начать пользоваться консолью сразу «из коробки». Конечно, тяжёлые игры туда не влезали, но для сохранений и мелких инди-проектов — вполне.
3. Улучшение эргономики
Консоль стала тоньше и легче, с закруглёнными краями. Она лучше лежала в руках, особенно у детей.
В целом, корпус Vita 2000 ощущался как более удобный в повседневном использовании.
4. Цвета и дизайн.
Sony явно пыталась расширить целевую аудиторию: вместо строгой чёрной «геймерской» внешности оригинала, Vita 2000 предлагалась в различных цветах и имела более мягкий и «домашний» облик. Это делало её привлекательной для казуальных игроков и женщин.
5. Повышение надежности.
Здесь начинаются противоречия. Sony решили заменить чудесный AMOLED экран изначальной PS Vita, на LCD экран. С одной стороны – это действительно влияло на надежность консоли. А с другой стороны - они немного лукавили, ведь в первую очередь такое изменение связано непосредственно с первым пунктом – уменьшением цены консоли. Ведь AMOLED экраны были значительно дороже. Правда был тут и плюс – время работы консоли увеличилось на один час.
Но всё же, для игровой консоли качество изображения — это критично, и замена экрана ощутимо ударила по визуальному впечатлению. Хотя по личным ощущениям, LCD-дисплей Vita 2000 не был «катастрофой». В отличие от, скажем, разницы между первым Switch и Switch OLED, тут качество экранов было более сопоставимо — но всё же это был шаг назад.
Все элементы PS Vita 2000 проектировались с прицелом на массового пользователя. От упрощённого доступа к слотам до повышения общей надёжности корпуса — всё это делалось для того, чтобы консоль была удобной, прочной и неприхотливой в повседневном использовании.
Особое внимание разработчики уделили отзывам женщин и молодых игроков. Эти группы пользователей повлияли не только на эргономику, но и на цветовую палитру устройства: консоль стала менее «техно-геймерской» и более универсальной с точки зрения внешнего вида.
Проект PS Vita 2000 разрабатывался под жёсткие требования по снижению себестоимости и веса, но при этом Sony не хотела жертвовать производительностью. Команда инженеров провела тщательную работу:
Перераспределение элементов на материнской плате;
Упрощение системы охлаждения;
Тщательное тестирование формы корпуса и удобство хвата;
И, конечно, отказ от дорогого OLED-дисплея в пользу LCD.
В итоге, PS Vita 2000 стала не революцией, а эволюцией — попыткой адаптировать мощную, но нишевую консоль под требования широкой аудитории, сохранив дух оригинала, но с более практичным подходом.
SCEJA 2013: неожиданный финал
9 сентября 2013 года, накануне выставки Tokyo Game Show, в Shinagawa Intercity Hall прошла пресс-конференция SCEJA 2013. Многие ожидали, что мероприятие будет целиком посвящено PlayStation 4: названы цена и дата запуска, показаны трейлеры. И поначалу всё так и выглядело — стандартная пресс-конференция в преддверии крупного релиза.
Однако, под конец события произошло сразу два важных анонса.
Первым стал анонс PlayStation Vita TV. На сцену вышел Эндрю Хаус, генеральный директор Sony Computer Entertainment Europe, и без лишних вступлений представил публике новую консоль — PlayStation Vita TV.
Он сообщил, что устройство поступит в продажу в Японии 14 ноября 2013 года и будет стоить 9954 иены (или 9480 иен без налога).
Планировалось два варианта поставки.
Стандартная комплектация — только консоль;
И расширенный набор Value Pack за 14,994 иены, в который входили DualShock 3 и карта памяти на 8 ГБ.
Казалось, что на этом мероприятие подходит к концу, но внезапно на сцене появился Хироси Коно, президент Sony Computer Entertainment Japan. За ним на сцену поднялись дети, демонстрируя яркие футболки, выполненные в цветах новых консолей. Это была своеобразная визуальная презентация многообразия вариантов PS Vita 2000.
Затем Коно представил саму консоль и раскрыл её особенности. В завершение выступления он объявил о выпуске двух лимитированных изданий PS Vita 2000, оформленных в стилистике Gundam и God Eater 2.
Однако стоит отметить, что сама пресс-конференция SCEJA 2013 была закрытым мероприятием для представителей прессы и индустрии. Обычные игроки впервые смогли увидеть и опробовать новинки несколькими днями позже — на выставке Tokyo Game Show 2013.
На TGS 2013 Sony устроила огромный стенд, посвящённый своим новым продуктам.
Можно было вживую поиграть на PlayStation Vita TV, оценив, как домашняя консоль справляется с портативными играми.
Или рассмотреть вблизи лимитированные издания PS Vita 2000, включая версии в стиле Gundam и God Eater 2.
Или ознакомиться с будущими эксклюзивами, которые должны были появиться на обеих системах в ближайшие месяцы.
Tokyo Game Show стала первой возможностью для широкой публики по-настоящему соприкоснуться с новой философией Vita — разделённой на портативную и домашнюю формы.
Спокойный старт продаж
Официальный выпуск новых консолей был запланирован на 10 октября 2013 года для PS Vita 2000 и на 14 ноября 2013 года для PS Vita TV. Однако, в отличие от прошлых поколений консолей Sony, никаких торжественных мероприятий или массовых запусков с участием фанатов не проводилось.
Единственным заметным событием 14 ноября стало мероприятие, организованное компанией Bandai Namco Games в честь выхода игры God Eater 2. Торжественная церемония прошла в Yamada Denki Ikebukuro LABI1 Mobile Dream Hall и была посвящена не столько консоли, сколько запуску одного из главных экшен-релизов сезона.
На мероприятии присутствовали: продюсер игры Юсукэ Томизава (Bandai Namco Games), директор разработки Хироши Ёсимура (Bandai Namco Studios), а также официальный косплеер Алисы и её спутник от Sony Computer Entertainment Japan.
Гости устроили демонстрационное прохождение миссии "Пресс-релиз" в многопользовательском режиме, используя PS Vita и PS Vita TV. Особо комично выглядела ситуация, когда одному из участников постоянно приходилось «возрождать» коллегу, впервые игравшего в игру и не справившегося с управлением.
Мероприятие завершилось короткой автограф-сессией, после чего все разошлись.
Так прошёл запуск двух новых устройств — тихо, буднично и на удивление скромно, что только подчёркивало неопределённость Sony в их судьбе.
Эпилог
Отказ от видеовыхода в PS Vita 1000 стал поворотным решением: вместо того чтобы расширить возможности портативной консоли, Sony пошла другим путём — и создала PS Vita TV, экспериментальное устройство на стыке медиаприставки и игровой платформы, которое, тем не менее, не стало ни тем, ни другим.
В то же время PS Vita 2000 была прагматичной попыткой адаптироваться под рынок: более доступной, компактной и удобной для повседневного использования.
Обе модели — столь разные по духу и назначению — стали отражением двух векторов развития одной платформы. PS Vita TV стремилась занять место в домашней экосистеме, а Vita 2000 — стать ближе к массовому пользователю.
Так Sony экспериментировала с формой, функциональностью и целевой аудиторией. И пусть ни одна из этих моделей не стала настоящим хитом, они стали напоминанием о том, что PlayStation Vita задумывалась как нечто большее, чем просто карманная игровая система.