Оглавление

Компания iQue. Часть 2

В прошлой статье «Появление компании iQue» мы с вами узнали, что люди, которые говорят iQue Ltd. обычно подразумевают компанию iQue (China) Ltd., которая зарегистрирована в Китае и до сих пор (по состоянию на 2022 г.) ведет там свой бизнес.

А что скрывается именно за iQue Ltd., зачем нужна была эта компания? Скорее всего мы об этом никогда не узнаем, есть разные предпосылки появления этой организации: от ухода от налогов или проработки корпоративной структуры до сокрытия конечного бенефициара.

iQue
Офис iQue

Я склоняюсь к мысли, что, во-первых, Nintendo просто не хотели показывать, что материнская компания, которая владеет iQue Ltd. была японской. Косвенно это подтверждается и самой Nintendo. Так, на 72-м общем годовом собрании акционеров, Сатору Ивата, говорил: «Я сам несколько раз в прошлом сталкивался с тем, что то, что я сказал на японском языке, было распространено в Китае в совершенно другом контексте и значении, чем то, что было сказано на самом деле. Эта искаженная информация была воспринята людьми как довольно неприятная, хотя я вообще никогда не говорил такие вещи. Благодаря этому печальному опыту мы узнали, что любые деловые заявления о деятельности в Китае должны делаться в самом Китае». А во-вторых, если мы говорим про создание компании, то легче сделать новую организацию с нужными владельцами, чем пытаться ввести дополнительное лицо в уже действующую компанию, делая дополнительную эмиссию акций.

И можно было бы здесь остановиться, если бы я чисто случайно не заметил ряд моментов, которые привели меня к написанию этой статьи.

Разработки компании iQue

Если вы не слишком искушенный коллекционер и любитель истории консолей, то либо вообще не слышали про компанию iQue, либо могли случайно увидеть Game Boy Advance консоль с логотипом iQue. А ведь эта компания выпускала очень много консолей Nintendo под своим логотипом:

iQue Game Boy Advance

iQue SP

iQue Micro

iQue DS

iQue DS Lite

iQue DSi

iQue 3DS XL

iQue 3DS XL
iQue 3DS XL

Но это почти полностью идентичные консоли с консолями Nintendo. Зачастую разница заключалась в добавлении китайского языка в прошивку, а в случае с Game Boy Advance консолями - даже этого делать не пришлось.

Будем честны, назвать эти консоли «разработкой» компании iQue можно лишь с условной натяжкой.

Но была одна консоль, которую выпускала компания iQue, и она хоть и имела прямой аналог (Nintendo 64), но была сильно модернизированным устройством. Я говорю об iQue Player.

iQue Player

В этих консолях тяжело найти хоть какое-нибудь сходство, но нижняя – это улучшенная версия верхней. В нее нельзя было вставить картриджи, зато в комплекте сразу шел флеш-картридж, на который можно было записывать купленные игры.

Подробнее о iQue Player я писал в статье: «История Nintendo в Китае - компания iQue».

А посмотреть фотографии этой консоли можно в статье: «iQue Player фотографии».

А еще в компании iQue разрабатывали GameCube 2 под названием iQue Box.

iQue Box
iQue Box

Подробнее можно прочитать в статье: «Закрытый проект GameCube 2 – iQue Box».

Кодовое имя этой консоли было «BB2» - BroadOn Board 2.

Зачем я так подробно остановился на этих двух разработках? Все просто, только внимательно взглянув на единственный патент компании iQue, я понял, что iQue вообще не занимались разработками консолей, а весь дальнейший путь Nintendo сильно зависел от третьей конторы, которая напрямую была аффилирована с iQue.

iQue Player Patent

Если заглянуть на первую страницу патента iQue Player, то окажется, что одним из изобретателей там указан профессор Вэй Ен, а владельцами патента являются две компании: BroadOn Communications Inc., и iQue Ltd. Причем обе компании значатся как находящиеся в Palo Alto, CA.

И получается, что iQue Player и BB2, то есть BroadOn Board 2 – это не просто кодовое имя консоли, а разработка какой-то третьей компании, которая совсем даже не iQue Ltd.

iQue Player патент
iQue Player патент

И почему тогда адрес компании iQue значится как Palo Alto California, а не Каймановы острова? Ведь в прошлой статье мы пришли именно к таким выводам. Да и как вообще связаны эти две компании?

22 мая 2003 года компания iQue Ltd. подала документы в USPTO (US PATENT AND TRADEMARK OFFICE) на регистрацию товарного знака iQue.

iQue Ltd. заявка на регистрацию товарного знака
iQue Ltd. заявка на регистрацию товарного знака

Через какое-то время им пришел ответ, что товарный знак перекликается с такой же заявкой, но поступившей раньше, от компании Garmin. И действительно, последние выпускали КПК с названием iQue.

iQue Garmin
iQue Garmin

Но отказ – это нормально, такое бывает. Нам интересно не это - там указывались полные данные на организацию iQue. Итак, компания iQue Ltd. действительно была зарегистрирована на Каймановых островах.

iQue Ltd. заявка на регистрацию товарного знака

Генеральным директором компании iQue Ltd. значится тот самый профессор Вэй Ен.

iQue Ltd. заявка на регистрацию товарного знака

Интересно другое. По понятным причинам, сам Вэй Ен только подписал заявку, но ведь ее должен был кто-то заполнять и направить! И таким лицом, представляющим интересы компании iQue, значится некая Sherri Suto, адрес которой значится как: USA, California, Palo Alto, 3400 Hillview Ave, а емейл sherri@broadon.com.

iQue Ltd. заявка на регистрацию товарного знака

Если бы вы зашли в то время на сайт broadon.com, то увидели бы такую картинку:

Сайт broadon.com
Сайт broadon.com

Отсюда можно понять, что такая организация действительно находилась именно по тому самому адресу. Обратите внимание, что раньше она называлась RouteFree Inc.

А из других данных можно узнать: Вэй Ен являлся генеральным директором и этой организации.

Генеральный директор Вэй Ен
Генеральный директор Вэй Ен

То есть, можно считать подтвержденным тот факт, что эти две компании аффилированы, причем очень сильно.

Давайте попробуем сделать промежуточные выводы. Для себя я определился, что компания iQue Ltd. – это просто техническая прокладка, которая не взлетела. Компания iQue (China) Ltd. – это офис китайской компании, где они занимались маркетингом, локализацией игр и другими вещами. А вот верхушкой этой головы была компания BroadOn Communications Corp., которая занималась разработкой всяких новинок.

BroadOn Communications Corp.

В попытках проследить за судьбой компании BroadOn Communications Corp. я нашел интересную заметку, где сказано, что это компания называлась RouteFree (что мы подтвердили выше), а вот дальше ее переименовали в iGware. После чего компания была продана Acer и стала называться Acer Cloud Technology.

Диалог на форуме

Я не мог найти подтверждение этим словам, но чисто случайно увидел новость о продаже iGware компании Acer, и там был скриншот сайта iGware.com.

Новость о продаже iGware

Сравните сайты компании BroadOn и iGware – они одинаковые.

И что же получается в итоге?

Эпилог

Теперь история компании iQue становится гораздо более понятной чем раньше.

Была простая трёхзвенная система. Компания BroadOn Communications (владелец проф. Вэй Ен) была техническим разработчиком всех консолей iQue и многих частей от стационарных консолей Nintendo. То, что BroadOn и Вэй Ен разрабатывали графические процессоры для Nintendo было известно давно, но увязать это все в одну цепочку у меня получилось только сейчас.

Графические процессоры BroadOn
Графические процессоры консолей Nintendo.

iQue (China) Ltd. - выполняла по своей сути вспомогательные функции, они занимались: локализацией игр и прошивок, маркетингом и другими мероприятиями.

А iQue Ltd. была исключительно технической прокладкой между этими компаниями.

А самое интересное во взаимоотношениях этих компаний, что провальный проект iQue Player, невыпущенный iQue Box и iQue NetCard стали основой для создания Nintendo Wii (это стало известно из утечек Заммиса Кларка).

Nintendo Wii - это основная стационарная консоль компании Nintendo, которая продалась в количестве 101,63 миллиона штук. То есть iQue являлась драйвером прогресса Nintendo!

И подводя окончательные итоги получается, что, казалось бы, провальная попытка Nintendo вести бизнес в Китае, привела к созданию новой и крайне популярной консоли Wii, частичной разработке 3DS и Wii U, а по словам разных источников еще и к появлению архитектуры онлайн продаж игр, которая действует до сих пор на Nintendo Switch.