Оглавление

История Nintendo в Китае - компания iQue

Эта история берет свое начало в таких далеких временах, когда Россия только - нет не оправилась, но стала на путь выздоровления после катастрофы 90-х. Путин начал свой первый президентский срок, а я мечтал о новом железе или хотя бы об абгрейде старого, о том, чтобы забить на пары и вырваться в компьютерный клуб и т.п. И я точно помню, что про iQue я не слышал ни-че-го.

Рынок Китая всегда будоражит любого производителя, абсолютно любой техники. Вы просто представьте: Китай - это один миллиард населения, и если каждый из них заплатит вам по юаню, то у вас будет один миллиард юаней, а если по 498 юаней..? А именно столько стоила первая консоль, с которой iQue вышли на рынок Китая, но об этом позже.

iQue не была первой попыткой Nintendo попасть на рынок Китая и не была последней. Они сотрудничали с Mani Limited (выпускали Game Boy и Game Boy Pocket) и с Auldey (выпускали Game Boy Pocket и Game Boy Color), а после наступило время сотрудничества с iQue. В настоящее время, Nintendo сотрудничают с Tencent.

Nintendo Mani Limited
Mani Limited карточка предприятия

Все консоли, выпущенные в кооперации с разными производителями, являются OEM продукцией. Посмотрите, например, на эти консоли (и обратите внимание на этикетки консолей):

Mani limited + Audley Nintendo consoles

  • Game Boy Mani Limited
  • Game Boy Pocket Mani Limited
  • Game Boy Color Audley Limited

Но вернемся к iQue, об этой компании знают многие, но чем больше я читал информации о ней, тем больше понимал, что то ли я дурак, то ли лыжи не едут. Везде одно и тоже, мол собрались профессор Wei Yen и Nintendo в Китае и открыли компанию iQue Ltd. То, что это не соответствует истине ясно даже самому глупому лаоваю.

В Китае компании называются по-другому (и нет я не про то, что они на китайском языке, а про законодательные требования к названиям китайских компаний)!

Мы провели целое расследование, чтобы понять, какие организации и где были открыты. И да, вы правильно поняли - именно так - во множественном числе «организации». Так как она была не одна!

Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье: Появление компании iQue.

Перед тем как непосредственно перейти к истории, нужно отметить четыре факта, которые непосредственно влияли на всю деятельность Nintendo в Китае и взаимотношения iQue и Nintendo:

1. Nintendo японская компания, а значит на ее деятельность накладывается извечная вражда Китая и Японии.

2. В Китае существовал запрет на продажу игровых консолей на территории материкового Китая.

3. Испорченный телефон привел Nintendo к тому, что они вообще ничего не говорили о своих планах в Китае. Вот что говорил Сатору Ивата на 72-м общем годовом собрании акционеров: «Мы планируем, что iQue выпустит нашу будущую продукцию, но, боюсь, мне не следует говорить об этих планах на будущее здесь. Сообщения, отправляемые японской компанией в отношении китайских проектов, часто сначала переводятся на английский язык, а затем на китайский для распространения по всему Китаю. Я сам несколько раз в прошлом сталкивался с тем, что то, что я сказал на японском языке, было распространено в Китае в совершенно другом контексте и значении, чем то, что было сказано на самом деле. Эта искаженная информация была воспринята людьми как довольно неприятная, хотя я вообще никогда не говорил такие вещи. Благодаря этому печальному опыту мы узнали, что любые деловые заявления о деятельности в Китае должны делаться в самом Китае».

4. Строго говоря, все дочерние организации Nintendo, например, Nintendo RU LLC, встроены в строгую иерархию и подчинены Nintendo of Europe Gmbh, в связи с чем они не могут принимать свои собственные решения по важным вопросам. При этом, компания iQue даже близко не имела такой строгой подчиненности, что говорить, если Сатору Ивата только «слышал», что у iQue какие-то проблемы: «Игровые системы также доступны в Китае, но я слышал, что большинство из них являются неофициально импортированными товарами без уплаты налога на добавленную стоимость, который эквивалентен потребительскому налогу в Японии. Конечно, поскольку мы стараемся делать все возможное, чтобы вести легальные операции без юридических проблем, iQue продает наши системы с налогом на добавленную стоимость. Это создает разрыв в цене между официальными продуктами и параллельным импортом». А ведь iQue очень сильно воевали с параллельным импортом, который чуть не убил iQue сразу после выхода iQue GBA. Вот такая была вовлеченность Nintendo в дела iQue.

Странные запреты Китая

Честно говоря, я не знаю, что абсурднее: закон на продажу игровых консолей или открытие компании по продаже игровых консолей в стране, где есть запрет на продажу этих самых консолей.

В 2000 году правительство Китая обнародовало «Заключение о проведении специального управления местами ведения бизнеса электронных игр» (я так думаю, что в вольном переводе на русский, это звучит так: Заключение о правилах ведения бизнеса по продаже электронных игр). Статья 6 Заключения гласит: «... за исключением торговли обработкой, производство, продажа и импорт отечественных игровых консолей, их частей и аксессуаров запрещены». Что в целом означало, что нельзя производить игровые приставки для китайских потребителей.

То есть, это был запрет на продажу игровых консолей на китайском рынке.

Запрет этот выглядит странным по нескольким причинам:

1. Почти все консоли, для всего мира, производятся именно в Китае.

2. Несмотря на то, что запрет существовал, его обходили все, кому не лень. В Китае выпускалась PS2, под названием «Компьютерная развлекательная система». Продукция iQue даже не скрывалась особо, выпускаясь с названием «Домашняя игровая консоль».

3. Присутствовало повсеместное пиратство, когда Sony выпустило в Китае PS2 они моментально прогорели из-за того, что Китай наводнился пиратскими дисками для этой консоли.

Вот такой вот странный запрет, напоминает бессмысленную борьбу Роскомнадзора с одним мессенджером (хотя я думаю, что первопричины этой борьбы абсолютно другие).

Но все же, каким бы странным этот запрет не был, как бы он не исполнялся, он еще сыграет свою роль в истории компании iQue.

iQue - начало

Выходя на рынок Китая перед профессором Wei Yen стоял главный вопрос: с какой консоли начать выпуск, ведь в 2001 году вышли Game Boy Advance и GameCube? Честно говоря, достаточно тяжелый выбор, портативная консоль или обычная?

Но Вэй Ену не пришлось долго думать и 24 сентября 2003 года на рынки Китая вышла консоль “iQue Player”.

iQue Player
iQue Player

Конечно, по внешнему виду понятно, что это... А собственно говоря, что это такое? По виду это джойстик, но зачем джойстик без консоли? На самом деле все просто, это Nintendo 64. Нет, это не джойстик для Nintendo 64, а именно Nintendo 64. Я не знаю насчет вас, а у меня сразу возникло два вопроса, зачем при наличии GBA и Gamecube выпускать Nintendo 64 и куда тут вставлять картриджи?

На самом деле ответы на эти вопросы взаимосвязаны. Если посмотреть на эту систему, то у нее нет разъема для картриджа, а есть встроенная флешка с 64 мегабайтами памяти:

iQue Player карта памяти
Фотография с Tokyo Game Show 2003

Идея была такая: в специальных магазинах ставились терминалы, куда вставлялась эта флеш карта и на нее, всего за 48 юаней (примерно 150 рублей на то время), записывалась одна игра.

iQue player depot

  • iQue player depot
  • iQue player depot
  • iQue player flash card
  • iQue player flash card

По словам Сатору Ивата связано это было со следующим:

1. Низкий доход китайцев.

2. Неразвитая логистика.

3. Распространенное пиратство.

И эта консоль действительно победила пиратов ведь для нее не было выпущено пиратских игр, но из-за своей же странности она "победила" и саму себя.

Посмотреть дополнительные фотографии iQue Player + фотографии патента iQue player можно в этой статье: iQue Player фотографии.

Немного про странности консоли:

1. По началу терминалы для игр были большой редкостью даже в Пекине. То есть, можно было купить консоль и ждать пару месяцев пока около тебя где-то появится терминал.

Update. У этих iQue Depot была просто заоблачная цена аренды! 9000 юаней (27 тысяч рублей) в месяц + 15000 юаней (45 тысяч рублей) депозит, чтобы просто поставить эту штуку в своем магазине.

2. Поскольку эта консоль была встроена в джойстик, то на ней нельзя было играть вдвоем. Существовало отдельное устройство для совместной игры с дополнительным джойстиком за 348 юаней (1050 рублей).

iQue Player сетевая игра
Устройство для сетевой игры и дополнительные джойстики

3. Nintendo 64 вышла в 1996 году! То есть 7 лет назад (по отношению к 2003 году).

4. В Китай уже давно завезли Nintendo GameCube, PS2 и Xbox.

Как вы понимаете, iQue начали свою деятельность в Китае с оглушительного провала. Было продано всего 20 тысяч единиц и это при такой цене 498 юаней (1500 рублей в 2003 году).

Нужно было что-то делать, ведь такой провал мог поставить крест на любых попытках Nintendo и Вэй Ена заработать в Китае, а как не крути, несмотря на самые высокие цели, коммерческая организация в первую очередь должна приносить прибыль.

Значит нужно было выпускать, что-но новое. По состоянию на конец 2003 года Nintendo выпускали следующие консоли, которые еще не потеряли своей актуальности:

1. Game Boy Advance (вышел в 2001 году)

2. GameCube (2001 г.)

3. Game Boy Advance SP (2003 г.)

Кроме того, Nintendo во всю занимались созданием Nintendo DS. Уже 13 ноября 2003 года Nintendo заявили, что в 2004 году они выпустят новый продукт.

И iQue выбрали… Game Boy Advance.

iQue GBA

Так сложилось, что основной консольной меккой в Китае был город Чэнду. И именно в Чэнду прошла пресс-конференция, посвященная выпуску iQue GBA.

На этой конференции, проведенной в начале июня 2004 года Вэй Ен рассказал все подробности о самой консоли, а также запуске ее производства. Кроме того, он указал на высокие цели компании iQue, что они хотят не просто иметь прибыль с продажи, а открыть для китайцев современные развлечения.

Пресс-конференция, посвященная выпуску iQue GBA

  • iQue GBA Чэнду пресс-конференция, Вэй Ен
  • iQue GBA Чэнду пресс-конференция
  • iQue GBA Чэнду пресс-конференция
  • iQue GBA Чэнду пресс-конференция
  • iQue GBA Чэнду пресс-конференция

И вот 8 июня 2004 года iQue выпустили Game Boy Advance.

iQue Game Boy Advance

Китайские игровые журналы задавались вопросом, в чем отличия этой версии консоли от таких же Nintendo, ведь iQue не стали раскрывать эту информацию. Оказалось, что несмотря на то, что компания iQue имела право модернизировать консоли и выпускать их с изменениями (как и было сделано в отношении Nintendo 64), именно iQue GBA это не затронуло, эта консоль отличается только логотипом на передней стороне и другой этикеткой на задней.

Это единственная версия Game Boy Advance, которая выпускалась не под брендом Nintendo, а учитывая запреты Китая, эта консоль позиционировалась как КПК (карманный персональный компьютер), а не игровая консоль.

Выпуск этой консоли начался с двух цветов: платинового и черного. Кстати, нам повезло, мы приобрели iQue GBA первой партии, выпущенную с порядковым номером 13371. Посмотреть на нее и сравнить с такой же черной GBA только Европейского региона можно здесь: Фотографии iQue Game Boy Advance и Nintendo Game Boy Advance

Нельзя сказать, что iQue Game Boy Advance выпускался долго, ведь iQue GBA SP был выпущен спустя четыре месяца, но за этот срок iQue GBA был выпущен в четырех цветах: черный, платиновый, прозрачный голубой и версия марио:

iQue Game Boy Advance BlackiQue Game Boy Advance SilveriQue Game Boy Advance Clear BlueiQue Game Boy Advance Mario

Версия с Марио так и осталась единственной лимитированной версией консоли iQue GBA.

Для понимания общей ситуации мы изучили подшивку новостей журнала «电子游戏软件» (что в вольном переводе означает «Электронное игровое программное обеспечение», далее по тексту - Журнал) за 2004 год. И вот, что получается:

1. Китай, несмотря на запрет консолей, не оторван от мира.

2. В Китае можно было спокойно купить как GBA, так и GBA SP.

3. Весь 2004 год посвящен Nintendo DS и его противостоянию с PSP.

То есть, китайцы вполне себе в курсе всех последних новинок и пользуются ими в повседневной жизни (более того, я встречал комментарии китайцев, которые были крайне удивлены, увидев GBA версии iQue). Для примера давайте посмотрим рекламную страничку Журнала № 132 за 2004 год:

Журнал 电子游戏软件 № 132 за 2004 год

Здесь можно найти любую версию GBA и еще и с большим количеством аксессуаров. Например, "голый" GBA стоил всего 490 юаней (1470 рублей).

Также в Журнале (№ 130 за 2004 год) была интересная заметка о iQue и выборе GBA:

Журнал 电子游戏软件 № 130 за 2004 год

Спецкор журнала Ван Цзюньшэн писал, что людям очень сложно представить, насколько привлекательным будет GBA в те годы, когда GBA SP уже стал популярным. Учитывая сложное отношение китайских родителей к приставкам, темный экран станет дополнительным раздражающим фактором для родителей, ведь они будут бояться за зрение детей. При этом и самим школьникам неудобно будет без подсветки.

Раз уж мы заговорили про подсветку, то давайте немножко затронем проблемы этой консоли, как вы может быть помните, в статье про историю Game Boy Advance, мы говорили, что у GBA есть 2 проблемы: то самое отсутствие подсветки и отсутствие аккумулятора. При этом эти проблемы достаточно условно были связаны с самой консолью, просто по сравнению с другими продуктами того времени (2001 год!), отсутствие этих обыденных вещей кажется странным. Но в июне 2004 года (дата выпуска iQue GBA) уже был представлен Nintendo DS с отличным экраном и даже старый GBA SP уже имел встроенную подсветку. То есть iQue опять выпускали на рынок устаревшую модель консоли.

Просто представьте себе, что в начале выпуска Nintendo GBA, основным его конкурентом был старый, но все еще актуальный Game Boy Color, при этом GBA еще и имел обратную совместимость с играми GBC. А выпуская iQue GBA в 2004 году его конкурентами были:

1. Параллельный импорт GBA - по черным каналам в Китай ввозились Nintendo GBA, но поскольку они продавались без оплаты НДС, то стоили дешевле.

2. Nintendo GBA SP и соответственно его параллельный импорт GBA SP (с подсветкой и аккумулятором).

3. Уже на подходе Nintendo DS, который смакуется всеми журналами и постоянно сравнивается с PSP.

4. Также на подходе PSP.

5. Была куча разных клонов, разной степени качества.

Я думаю, что вы точно в курсе что такое GBA SP, Nintendo DS и PSP, а вот с клонами GBA у вас могут быть вопросы, поэтому вот вам реклама из журнала с клоном под названием Q-Bus:

GBA клон Q-Bus

При этом, на это все накладывалось разнузданное массовое пиратство, которое с одной стороны продвигало консоль, а с другой стороны не позволяло зарабатывать на играх.

Для понимания тяжести проблемы с параллельным импортом достаточно открыть любую китайскую статью о истории Nintendo в Китае и почитать ее, там будут расписаны целые страницы о героической борьбе iQue с параллельным импортом.

И в целом параллельный импорт не был бы большой проблемой, в конце концов конечный бенефициар все равно Nintendo, но ведь, как мы писали раньше, iQue были собственностью Nintendo и профессора Вэй Ена, а его эта ситуация устраивать не могла.

Когда мы собирали информацию про iQue, то представляли себе огромные новостные заголовки о приходе Nintendo в Китай и так далее, на деле оказалось… Вот:

Журнал 电子游戏软件 № 138 за 2004 год

Мы на всякий случай разместили красную стрелочку, чтобы вы нашли эту самую важную новость на обложке.

В принципе понятно, почему iQue ждала такая прохладная встреча, ведь это больше похоже на злой троллинг. Если представить себе такую ситуацию в наше время, как Nintendo приходят в Россию и с апломбом заявляют, что они выпустят Nintendo 3DS в России с русскими играми во времена Nintendo Switch, то это выглядело бы странным.

Игры iQue GBA

На старте продаж iQue выпустили всего две игры на китайском языке: Wario Land 4 и Super Mario Advance

iQue Wario Land 4iQue Super Mario Advance

Всего 4 дня понадобилось пиратам, чтобы выпустить пиратские копии этих игр. После этих двух игр, с июня 2004 года по 31 декабря 2004 года iQue выпустили ровно ноль игр. Похвальная производительность.

Всего же iQue выпустили 8 игр для GBA, и то это переводы старых игр, а не новые игры:

1. Super Mario Advance

2. Wario Land 4

3. Metroid Zero Mission

iQue Metroid Zero Mission

4. WarioWare, Inc.: Mega Microgames!

iQue WarioWare, Inc.: Mega Microgames!

5. Metroid Fusion

iQue Metroid Fusion

6. Yoshi’s Island - Super Mario Advance 3

iQue Yoshi’s Island - Super Mario Advance 3

7. Super Mario World - Super Mario Advance 2

iQue Super Mario World - Super Mario Advance 2

8. F-Zero Maximum Velocity

iQue F-Zero Maximum Velocity

На самом деле, учитывая все вышеперечисленное, можно было бы говорить о крайне странном способе ведения бизнес iQue, но ответ был найден в Журнале (№ 142 за 2004 год):

Журнал 电子游戏软件 № 142 за 2004 год

В этой статье говорится о том, что Nintendo запретили iQue издавать свои игры из-за пиратства, а кроме того, Nintendo не разрешили iQue выпустить GBA SP раньше намеченного срока. Нам остается только гадать, кто же был инициатором всех этих, по меньшей мере странных решений.