Оглавление

История Nintendo в Китае - компания iQue

Эта история берет свое начало в таких далеких временах, когда Россия только - нет не оправилась, но стала на путь выздоровления после катастрофы 90-х. Путин начал свой первый президентский срок, а я мечтал о новом железе или хотя бы об абгрейде старого, о том, чтобы забить на пары и вырваться в компьютерный клуб и т.п. И я точно помню, что про iQue я не слышал ни-че-го.

Рынок Китая всегда будоражит любого производителя, абсолютно любой техники. Вы просто представьте: Китай - это один миллиард населения, и если каждый из них заплатит вам по юаню, то у вас будет один миллиард юаней, а если по 498 юаней..? А именно столько стоила первая консоль, с которой iQue вышли на рынок Китая, но об этом позже.

iQue не была первой попыткой Nintendo попасть на рынок Китая и не была последней. Они сотрудничали с Mani Limited (выпускали Game Boy и Game Boy Pocket) и с Auldey (выпускали Game Boy Pocket и Game Boy Color), а после наступило время сотрудничества с iQue. В настоящее время, Nintendo сотрудничают с Tencent.

Nintendo Mani Limited
Mani Limited карточка предприятия

Все консоли, выпущенные в кооперации с разными производителями, являются OEM продукцией. Посмотрите, например, на эти консоли (и обратите внимание на этикетки консолей):

Mani limited + Audley Nintendo consoles

  • Game Boy Mani Limited
  • Game Boy Pocket Mani Limited
  • Game Boy Color Audley Limited

Но вернемся к iQue, об этой компании знают многие, но чем больше я читал информации о ней, тем больше понимал, что то ли я дурак, то ли лыжи не едут. Везде одно и тоже, мол собрались профессор Wei Yen и Nintendo в Китае и открыли компанию iQue Ltd. То, что это не соответствует истине ясно даже самому глупому лаоваю.

В Китае компании называются по-другому (и нет я не про то, что они на китайском языке, а про законодательные требования к названиям китайских компаний)!

Мы провели целое расследование, чтобы понять, какие организации и где были открыты. И да, вы правильно поняли - именно так - во множественном числе «организации». Так как она была не одна!

Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье: Появление компании iQue.

Перед тем как непосредственно перейти к истории, нужно отметить четыре факта, которые непосредственно влияли на всю деятельность Nintendo в Китае и взаимотношения iQue и Nintendo:

1. Nintendo японская компания, а значит на ее деятельность накладывается извечная вражда Китая и Японии.

2. В Китае существовал запрет на продажу игровых консолей на территории материкового Китая.

3. Испорченный телефон привел Nintendo к тому, что они вообще ничего не говорили о своих планах в Китае. Вот что говорил Сатору Ивата на 72-м общем годовом собрании акционеров: «Мы планируем, что iQue выпустит нашу будущую продукцию, но, боюсь, мне не следует говорить об этих планах на будущее здесь. Сообщения, отправляемые японской компанией в отношении китайских проектов, часто сначала переводятся на английский язык, а затем на китайский для распространения по всему Китаю. Я сам несколько раз в прошлом сталкивался с тем, что то, что я сказал на японском языке, было распространено в Китае в совершенно другом контексте и значении, чем то, что было сказано на самом деле. Эта искаженная информация была воспринята людьми как довольно неприятная, хотя я вообще никогда не говорил такие вещи. Благодаря этому печальному опыту мы узнали, что любые деловые заявления о деятельности в Китае должны делаться в самом Китае».

4. Строго говоря, все дочерние организации Nintendo, например, Nintendo RU LLC, встроены в строгую иерархию и подчинены Nintendo of Europe Gmbh, в связи с чем они не могут принимать свои собственные решения по важным вопросам. При этом, компания iQue даже близко не имела такой строгой подчиненности, что говорить, если Сатору Ивата только «слышал», что у iQue какие-то проблемы: «Игровые системы также доступны в Китае, но я слышал, что большинство из них являются неофициально импортированными товарами без уплаты налога на добавленную стоимость, который эквивалентен потребительскому налогу в Японии. Конечно, поскольку мы стараемся делать все возможное, чтобы вести легальные операции без юридических проблем, iQue продает наши системы с налогом на добавленную стоимость. Это создает разрыв в цене между официальными продуктами и параллельным импортом». А ведь iQue очень сильно воевали с параллельным импортом, который чуть не убил iQue сразу после выхода iQue GBA. Вот такая была вовлеченность Nintendo в дела iQue.

Странные запреты Китая

Честно говоря, я не знаю, что абсурднее: закон на продажу игровых консолей или открытие компании по продаже игровых консолей в стране, где есть запрет на продажу этих самых консолей.

В 2000 году правительство Китая обнародовало «Заключение о проведении специального управления местами ведения бизнеса электронных игр» (я так думаю, что в вольном переводе на русский, это звучит так: Заключение о правилах ведения бизнеса по продаже электронных игр). Статья 6 Заключения гласит: «... за исключением торговли обработкой, производство, продажа и импорт отечественных игровых консолей, их частей и аксессуаров запрещены». Что в целом означало, что нельзя производить игровые приставки для китайских потребителей.

То есть, это был запрет на продажу игровых консолей на китайском рынке.

Запрет этот выглядит странным по нескольким причинам:

1. Почти все консоли, для всего мира, производятся именно в Китае.

2. Несмотря на то, что запрет существовал, его обходили все, кому не лень. В Китае выпускалась PS2, под названием «Компьютерная развлекательная система». Продукция iQue даже не скрывалась особо, выпускаясь с названием «Домашняя игровая консоль».

3. Присутствовало повсеместное пиратство, когда Sony выпустило в Китае PS2 они моментально прогорели из-за того, что Китай наводнился пиратскими дисками для этой консоли.

Вот такой вот странный запрет, напоминает бессмысленную борьбу Роскомнадзора с одним мессенджером (хотя я думаю, что первопричины этой борьбы абсолютно другие).

Но все же, каким бы странным этот запрет не был, как бы он не исполнялся, он еще сыграет свою роль в истории компании iQue.

iQue - начало

Выходя на рынок Китая перед профессором Wei Yen стоял главный вопрос: с какой консоли начать выпуск, ведь в 2001 году вышли Game Boy Advance и GameCube? Честно говоря, достаточно тяжелый выбор, портативная консоль или обычная?

Но Вэй Ену не пришлось долго думать и 24 сентября 2003 года на рынки Китая вышла консоль “iQue Player”.

iQue Player
iQue Player

Конечно, по внешнему виду понятно, что это... А собственно говоря, что это такое? По виду это джойстик, но зачем джойстик без консоли? На самом деле все просто, это Nintendo 64. Нет, это не джойстик для Nintendo 64, а именно Nintendo 64. Я не знаю насчет вас, а у меня сразу возникло два вопроса, зачем при наличии GBA и Gamecube выпускать Nintendo 64 и куда тут вставлять картриджи?

На самом деле ответы на эти вопросы взаимосвязаны. Если посмотреть на эту систему, то у нее нет разъема для картриджа, а есть встроенная флешка с 64 мегабайтами памяти:

iQue Player карта памяти
Фотография с Tokyo Game Show 2003

Идея была такая: в специальных магазинах ставились терминалы, куда вставлялась эта флеш карта и на нее, всего за 48 юаней (примерно 150 рублей на то время), записывалась одна игра.

iQue player depot

  • iQue player depot
  • iQue player depot
  • iQue player flash card
  • iQue player flash card

По словам Сатору Ивата связано это было со следующим:

1. Низкий доход китайцев.

2. Неразвитая логистика.

3. Распространенное пиратство.

И эта консоль действительно победила пиратов ведь для нее не было выпущено пиратских игр, но из-за своей же странности она "победила" и саму себя.

Посмотреть дополнительные фотографии iQue Player + фотографии патента iQue player можно в этой статье: iQue Player фотографии.

Немного про странности консоли:

1. По началу терминалы для игр были большой редкостью даже в Пекине. То есть, можно было купить консоль и ждать пару месяцев пока около тебя где-то появится терминал.

2. Поскольку эта консоль была встроена в джойстик, то на ней нельзя было играть вдвоем. Существовало отдельное устройство для совместной игры с дополнительным джойстиком за 348 юаней (1050 рублей).

iQue Player сетевая игра
Устройство для сетевой игры и дополнительные джойстики

3. Nintendo 64 вышла в 1996 году! То есть 7 лет назад (по отношению к 2003 году).

4. В Китай уже давно завезли Nintendo GameCube, PS2 и Xbox.

Как вы понимаете, iQue начали свою деятельность в Китае с оглушительного провала. Было продано всего 20 тысяч единиц и это при такой цене 498 юаней (1500 рублей в 2003 году).

Нужно было что-то делать, ведь такой провал мог поставить крест на любых попытках Nintendo и Вэй Ена заработать в Китае, а как не крути, несмотря на самые высокие цели, коммерческая организация в первую очередь должна приносить прибыль.

Значит нужно было выпускать, что-но новое. По состоянию на конец 2003 года Nintendo выпускали следующие консоли, которые еще не потеряли своей актуальности:

1. Game Boy Advance (вышел в 2001 году)

2. GameCube (2001 г.)

3. Game Boy Advance SP (2003 г.)

Кроме того, Nintendo во всю занимались созданием Nintendo DS. Уже 13 ноября 2003 года Nintendo заявили, что в 2004 году они выпустят новый продукт.

И iQue выбрали… Game Boy Advance.

iQue GBA

Так сложилось, что основной консольной меккой в Китае был город Чэнду. И именно в Чэнду прошла пресс-конференция, посвященная выпуску iQue GBA. На этой конференции, проведенной в начале июня 2004 года Вэй Ен рассказал все подробности о самой консоли, а также запуске ее производства. Кроме того, он указал на высокие цели компании iQue, что они хотят не просто иметь прибыль с продажи, а открыть для китайцев современные развлечения.

Пресс-конференция, посвященная выпуску iQue GBA

  • iQue GBA Чэнду пресс-конференция, Вэй Ен
  • iQue GBA Чэнду пресс-конференция
  • iQue GBA Чэнду пресс-конференция
  • iQue GBA Чэнду пресс-конференция
  • iQue GBA Чэнду пресс-конференция

И вот 8 июня 2004 года iQue выпустили Game Boy Advance.

iQue Game Boy Advance

Китайские игровые журналы задавались вопросом, в чем отличия этой версии консоли от таких же Nintendo, ведь iQue не стали раскрывать эту информацию. Оказалось, что несмотря на то, что компания iQue имела право модернизировать консоли и выпускать их с изменениями (как и было сделано в отношении Nintendo 64), именно iQue GBA это не затронуло, эта консоль отличается только логотипом на передней стороне и другой этикеткой на задней.

Это единственная версия Game Boy Advance, которая выпускалась не под брендом Nintendo, а учитывая запреты Китая, эта консоль позиционировалась как КПК (карманный персональный компьютер), а не игровая консоль.

Выпуск этой консоли начался с двух цветов: платинового и черного. Кстати, нам повезло, мы приобрели iQue GBA первой партии, выпущенную с порядковым номером 13371. Посмотреть на нее и сравнить с такой же черной GBA только Европейского региона можно здесь: Фотографии iQue Game Boy Advance и Nintendo Game Boy Advance

Нельзя сказать, что iQue Game Boy Advance выпускался долго, ведь iQue GBA SP был выпущен спустя четыре месяца, но за этот срок iQue GBA был выпущен в четырех цветах: черный, платиновый, прозрачный голубой и версия марио:

iQue Game Boy Advance BlackiQue Game Boy Advance SilveriQue Game Boy Advance Clear BlueiQue Game Boy Advance Mario

Для понимания общей ситуации мы изучили подшивку новостей журнала «电子游戏软件» (что в вольном переводе означает «Электронное игровое программное обеспечение», далее по тексту - Журнал) за 2004 год. И вот, что получается:

1. Китай, несмотря на запрет консолей, не оторван от мира.

2. В Китае можно было спокойно купить как GBA, так и GBA SP.

3. Весь 2004 год посвящен Nintendo DS и его противостоянию с PSP.

То есть, китайцы вполне себе в курсе всех последних новинок и пользуются ими в повседневной жизни (более того, я встречал комментарии китайцев, которые были крайне удивлены, увидев GBA версии iQue). Для примера давайте посмотрим рекламную страничку Журнала № 132 за 2004 год:

Журнал 电子游戏软件 № 132 за 2004 год

Здесь можно найти любую версию GBA и еще и с большим количеством аксессуаров. Например, "голый" GBA стоил всего 490 юаней (1470 рублей).

Также в Журнале (№ 130 за 2004 год) была интересная заметка о iQue и выборе GBA:

Журнал 电子游戏软件 № 130 за 2004 год

Спецкор журнала Ван Цзюньшэн писал, что людям очень сложно представить, насколько привлекательным будет GBA в те годы, когда GBA SP уже стал популярным. Учитывая сложное отношение китайских родителей к приставкам, темный экран станет дополнительным раздражающим фактором для родителей, ведь они будут бояться за зрение детей. При этом и самим школьникам неудобно будет без подсветки.

Раз уж мы заговорили про подсветку, то давайте немножко затронем проблемы этой консоли, как вы может быть помните, в статье про историю Game Boy Advance, мы говорили, что у GBA есть 2 проблемы: то самое отсутствие подсветки и отсутствие аккумулятора. При этом эти проблемы достаточно условно были связаны с самой консолью, просто по сравнению с другими продуктами того времени (2001 год!), отсутствие этих обыденных вещей кажется странным. Но в июне 2004 года (дата выпуска iQue GBA) уже был представлен Nintendo DS с отличным экраном и даже старый GBA SP уже имел встроенную подсветку. То есть iQue опять выпускали на рынок устаревшую модель консоли.

Просто представьте себе, что в начале выпуска Nintendo GBA, основным его конкурентом был старый, но все еще актуальный Game Boy Color, при этом GBA еще и имел обратную совместимость с играми GBC. А выпуская iQue GBA в 2004 году его конкурентами были:

1. Параллельный импорт GBA - по черным каналам в Китай ввозились Nintendo GBA, но поскольку они продавались без оплаты НДС, то стоили дешевле.

2. Nintendo GBA SP и соответственно его параллельный импорт GBA SP (с подсветкой и аккумулятором).

3. Уже на подходе Nintendo DS, который смакуется всеми журналами и постоянно сравнивается с PSP.

4. Также на подходе PSP.

5. Была куча разных клонов, разной степени качества.

Я думаю, что вы точно в курсе что такое GBA SP, Nintendo DS и PSP, а вот с клонами GBA у вас могут быть вопросы, поэтому вот вам реклама из журнала с клоном под названием Q-Bus:

GBA клон Q-Bus

При этом, на это все накладывалось разнузданное массовое пиратство, которое с одной стороны продвигало консоль, а с другой стороны не позволяло зарабатывать на играх.

Для понимания тяжести проблемы с параллельным импортом достаточно открыть любую китайскую статью о истории Nintendo в Китае и почитать ее, там будут расписаны целые страницы о героической борьбе iQue с параллельным импортом.

И в целом параллельный импорт не был бы большой проблемой, в конце концов конечный бенефициар все равно Nintendo, но ведь, как мы писали раньше, iQue были собственностью Nintendo и профессора Вэй Ена, а его эта ситуация устраивать не могла.

Когда мы собирали информацию про iQue, то представляли себе огромные новостные заголовки о приходе Nintendo в Китай и так далее, на деле оказалось… Вот:

Журнал 电子游戏软件 № 138 за 2004 год

Мы на всякий случай разместили красную стрелочку, чтобы вы нашли эту самую важную новость на обложке.

В принципе понятно, почему iQue ждала такая прохладная встреча, ведь это больше похоже на злой троллинг. Если представить себе такую ситуацию в наше время, как Nintendo приходят в Россию и с апломбом заявляют, что они выпустят Nintendo 3DS в России с русскими играми во времена Nintendo Switch, то это выглядело бы странным.

Игры iQue GBA

На старте продаж iQue выпустили всего две игры на китайском языке: Wario Land 4 и Super Mario Advance

iQue Wario Land 4iQue Super Mario Advance

Всего 4 дня понадобилось пиратам, чтобы выпустить пиратские копии этих игр. После этих двух игр, с июня 2004 года по 31 декабря 2004 года iQue выпустили ровно ноль игр. Похвальная производительность.

Всего же iQue выпустили 8 игр для GBA, и то это переводы старых игр, а не новые игры:

1. Super Mario Advance

2. Wario Land 4

3. Metroid Zero Mission

iQue Metroid Zero Mission

4. WarioWare, Inc.: Mega Microgames!

iQue WarioWare, Inc.: Mega Microgames!

5. Metroid Fusion

iQue Metroid Fusion

6. Yoshi’s Island - Super Mario Advance 3

iQue Yoshi’s Island - Super Mario Advance 3

7. Super Mario World - Super Mario Advance 2

iQue Super Mario World - Super Mario Advance 2

8. F-Zero Maximum Velocity

iQue F-Zero Maximum Velocity

На самом деле, учитывая все вышеперечисленное, можно было бы говорить о крайне странном способе ведения бизнес iQue, но ответ был найден в Журнале (№ 142 за 2004 год):

Журнал 电子游戏软件 № 142 за 2004 год

В этой статье говорится о том, что Nintendo запретили iQue издавать свои игры из-за пиратства, а кроме того, Nintendo не разрешили iQue выпустить GBA SP раньше намеченного срока. Нам остается только гадать, кто же был инициатором всех этих, по меньшей мере странных решений.

Друзья, это конец первой части статьи, в следующей статье мы с вами поговорим про выход Game Boy Advance SP, там было много интересного: конкурс, где за первое место давали синий GBA SP с золотым логотипом iQue и много чего другого.