Оглавление
История Game Boy Advance
Game Boy Advance это одна из самых успешных и самых любимых игровых консолей в мире. Мы даже не знаем, какая консоль «более любима» Game Boy Advance или старичок Game Boy, но они обе заслуживают внимания.
Game Boy Advance - это первая консоль, которая получила горизонтальный дизайн, а не вертикальный как на всех предыдущих консолях Nintendo. Внешний вид этой консоли просто поражает, она красива и удобна в использовании, а учитывая новые IPS экраны, можно сделать из это консоли просто конфетку.
В этой статье, мы с вами попробуем проследить историю создания Game Boy Advance, которая тянется аж с 1995 года, при том, что сама консоль вышла в 2001 году. Что же можно было делать столько лет? И действительно ли это такая долгая история?
Предшественник Game Boy Advance
В июне 1996 года в журнале ELECTRONIC GAMING MONTHLY № 83 на 18 странице была опубликована заметка.
В этой заметке говорится о том, что британская компания ARM (Advanced RISC Machines) заключила с Nintendo контракт на создание энергосберегающего чипа для «Project Atlantis» — сверхсекретной цветной портативной игровой системы Nintendo.
Посмотреть другие журнальные заметки о Project Atlantis вы можете в статье: "Project Atlantis. Журнальные вырезки".
Здесь утверждалось, что этот новый чип ARM710 обладает просто космическими характеристиками и будет работать на двух батарейках аж до 30 часов, а учитывая, что конкуренты (например, Sega NOMAD) работали 2 часа это должен был быть неслыханный прорыв.
Project Atlantis должен был иметь ЖК-экран 3 на 2 дюйма, 4 кнопки управления и порт для подключения внешнего контроллера.
И вот здесь интересный момент. Я не встречал много информации, но из того, что видел, многие сходятся в мысли, что консоль не может разрабатываться 7 лет и учитывая, что после этой консоли в свет вышел Game Boy Color, то это предшественник именно этой модели. Давайте немножко углубимся и попробуем разобраться кто и чей предшественник, и преемник.
Итак, Game Boy Color это четвертая консоль, вышедшая в свет. (До нее были GB, GBP и GBL). Она вышла в свет 21 октября 1998 года в Японии. Основным ее процессором был 8-разрядный Zilog Z80. То есть абсолютно другая архитектура по сравнению с «Project Atlantis». Но если посмотреть на самый первый Game Boy, то видно, что он строился на чипе Sharp LR35902 DMC-CPU (сильно упрощенный вариант того самого ZILOG Z80).
То есть получается, что Game Boy Color был всё-таки преемником именно старого классического Game Boy, а не «Project Atlantis».
Тем более, что наши мысли подтверждает и Говард Линкольн (бывший председатель Nintendo of America), который 28 апреля 2000 года, в интервью сайту GameSpot сказал, что "Project Atlantis" вообще не имеет никакого отношения к Game Boy Color.
На минуточку перенесемся в 2009 год, на выставке GDC (Game Developers Conference) выступает Масато Кувахара (руководитель разработки Nintendo DSi). В своей речи он рассказывает о том, что, по его мнению, повлияло на разработку Nintendo DS. И в одном моменте он рассказывает про отмененный проект.
Вы посмотрите! Это был тот самый, секретный, «Project Atlantis». Как видно из картинки выше, эта консоль называется предшественником Game Boy Advance. И она была отменена, но она была отменена по той причине, что графический чип плохо работал с процессором ARM и имел большой размер. Обратите внимание на размер консоли, это какой-то монстр от мира портативных консолей, для понимания, справа лежит Nintendo DSI!
Система должна была быть выпущена в период олимпийский игр в Атланте и именно с этим связано название “Project Atlantis”.
Вернемся теперь в 2001 год, в свет выходит Game Boy Advance, так чей он же преемник?
Для ответа на этот вопрос, я предлагаю вам заглянуть внутрь Game Boy Advance. Там мы увидим два процессора:
32 разрядный arm7tdmi на частоте 16,78 МГц и тот самый процессор, который ставили в Game Boy Color — Z80 на 8 МГц.
Но Ziloc Z80 ставился только для совместимости со старыми играми от Game Boy Color и Game Boy, а вот основной процессор был для новых игр.
То есть становится ясно, что Game Boy Advance это прямой преемник именно того самого «Project Atlantis».
Разработка Game Boy Advance
Разработка этой консоли началась в конце 1998 года, сразу после выхода Game Boy Color. Отправной точкой для создания Game Boy Advance стало определение разрешения экрана. Еще со времен портирования игр на Game Boy и Game Boy Color, Кеничи Сугава понял, что нельзя просто перенести игру. Дело даже не в технических требованиях. Просто учитывая соотношения сторон (он был квадратный) и размер экрана, при простом переносе игры с консоли на консоль, враги появлялись бы слишком неожиданно и близко к персонажу.
Поэтому разработчики Nintendo планировали увеличить размеры экрана. Да и такое увеличение хорошо повлияло бы на восприятие новой консоли. Здесь была и еще одна проблема, Game Boy за более чем 10 лет выпуска всегда был в вертикальном форма-факторе. Это даже стало некой идентичностью консоли. Вертикальный силуэт был лицом консоли, сразу было ясно, что это Game Boy. Кеничи Сугава нарисовал много эскизов вертикального Game Boy Advance, но это влияло уже на его размер, вслед за экраном росла и сама консоль, что категорически не нравилось разработчикам.
В конце концов разработчики остановились на горизонтальном форм-факторе, только так получалось сделать достаточно компактную консоль.
Первый прототип получился просто гейм боем, положенным набок. И здесь опять возникли проблемы. Если в вертикальном форм-факторе батарейки располагались снизу консоли и получался хороший баланс, то в горизонтальном форм-факторе не хватало места для картриджа и батареек и их пришлось сместить вправо.
Из-за этого сильно менялся баланс консоли, который смещался вправо.
Но потом инженеры Nintendo смогли сократить картридж вдвое. И тогда все стало на свои места. Батарейки вернулись на середину, а картридж при этом не торчал из консоли.
После того, как был определен размер экрана, инженеры Nintendo взялись за процессор Game Boy Advance и он разрабатывался больше года! Связано это было с тем, что программисты всегда хотели большего: новых функций, новых возможностей, что приводило к постоянному изменению процессора. За время разработки процессора, в него внесли одно очень крупное изменение и кучу маленьких. А ведь изменить процессор — это не внести несколько лишних строчек кода, нужно потом сделать готовую модель, на что уходило до пары месяцев.
Компания ARM Ltd. не похожа на Qualcomm или Ampere Computing. Они не производят готовые чертежи, которые можно передавать на завод. Вместо этого они продают чертежи интеллектуальных блоков. Компании вроде Nintendo могут купить эти блоки и объединить их в итоговый чертеж, который отправится на фабрики. Именно поэтому Nintendo целый год разрабатывали процессор, хотя из названия процессора могло показаться, что его просто купили у ARM.
Разработчики игр повлияли и на количество кнопок на консоли. Они попросили добавить дополнительные, так появились кнопки L и R.
В целом разработка консоли двигалась в нужном направлении. Но была одна проблема, которая совсем не хотела решаться. Из-за изменения форм-фактора на горизонтальный Game Boy Advance терял свою идентичность и становился сильно похож на консоли конкурентов, например NEO GEO Pocket.
И тогда в Nintendo решили нанять стороннего дизайнера в помощь Кеничи Сугино. В итоге выбор пал на Гвинеля Николя и его токийскую студию Curiosity Inc. Николя добавил в консоль округлые линии и изменил накладку экрана, и туда добавив округлости.
Вот так родился тот самый дизайн Game Boy Advance.
Кроме дизайна консоли, Nintendo интересовал еще и вопрос обратной совмести, реализовать которую, по словам разработчиков было крайне не просто. Перед разработчиками встало несколько вопросов:
1. Как сделать так, чтобы новый картридж нельзя было вставить в старую консоль, но при этом старый картридж можно было вставить в новую консоль?
2. Как сама консоль определит, что в нее вставлен новый картридж?
Инженеры Nintendo придумали интересный способ реализации обратной совмести Game Boy Advance о котором можно прочитать в этой статье: Cамый главный признак, который отличает поддельный Game Boy Advance SP от оригинального.
О других интересных фактах, связанных с разработкой Game Boy Advance, вы можете прочитать в двух интервью:
Появление Game Boy Advance
Первая информация о Game Boy Advance появилась в далеком 1999 году. В сентябре 1999 года во всех крупных изданиях появилась информация о анонсе Nintendo. Консоль должна была выйти в августе 2000 года для Японии и конце 2000 года для Америки и Европы.
Для примера, информация из журнала Nintendo Power (номер 125):
Обратите внимание на один интересный факт в этой заметке указано, что количество цветов 65000 в графическом режиме. А в вышедшим Game Boy Advance было всего 32000 цветов, что послужило причиной этого, можно прочитать в интервью Сатору Окада, данного журналу NOM. Мы перевели его для вас.
Впервые Game Boy Advance был представлен на выставке Space World 2000, которая проходила с 24 по 26 августа 2000 года в Токио.
Там был представлен прототип GBA с интересной расцветкой.
В интернете сохранилась старая запись (это был 2000 год и качество видео очень сильно хромает) с выставки Space World 2000. Можете оценить, как это было эпично:
Что интересно, за день до того, как состоялась выставка Space World 2000, японский журнал Weekly Famitsu воспользовался утечкой и выпустил статью о Game Boy Advance и показал первые скриншоты консоли:
С точки зрения истории, показать фотографию консоли за день до ее выпуска, кардинально ничего не меняет.
Но вот, что точно вызывает интерес это подход журналистов IGN.
Они отправились «куда-то в Южно-Китайское море», чтобы сфотографироваться с разработчиками игр для Game Boy Advance.
Учитывая, что без игр Game Boy Advance не имеет никакого смысла, то очевидно, что эта консоль выйдет одновременно с играми, но тогда возникает вопрос: А чем пользуются разработчики игр для создания и тестирования своих игр?
И журналисты IGN любезно нам дали этот ответ:
Как такового Game Boy Advance не существовало. Это была печатная плата, на которой располагались все необходимые элементы, которые в будущем должны будут компактно находится в Game Boy Advance.
Из интересного, на этой плате сразу находился LCD экран и под ними видно кнопки управления. Но поскольку играть в это невозможно, туда был подключен SNES контроллер.
Сразу видно, что расположение кнопок не планировалась такое как на контроллере SNES,
несмотря на то что кнопки расположены рядом, они уже обозначались как L
и R
. А не как X
и Y
.
Также, поближе посмотрим на LCD экран. На нем видна игра Yoshi.
Вернемся обратно к Game Boy Advance, если вы помните, то Nintendo указывали, что дата релиза конец 2000 года. Но в августе 2000 года они только представили Game Boy Advance на выставке Space World 2000.
С чем были связаны задержки? Точно не с проблемами. Nintendo стали заложниками хорошей продаваемости своих консолей.
Game Boy Color так хорошо продавались именно в 2000 году, что перед Nintendo стал вопрос, выпускать ли Game Boy Advance прямо сейчас, что несомненно повлечет за собой падение спроса на Game Boy Color или все таки подождать какое-то время?
Дэвид Гозен, ставший в 2000 году европейским руководителем по продажам и маркетингу Nintendo, считал, что успех Game Boy Color может задержать выпуск консоли следующего поколения.
«Дата выхода Game Boy Advance была назначена на конец этого года. Но поскольку у Game Boy Color дела идут хорошо, мы еще не знаем. Это большая проблема для нас», — сказал Гозен.
Как мы видим теперь, Nintendo не решилось выпускать Game Boy Advance сразу, а перенесло выход консоли на март 2001 года.
И вот 21 марта 2001 года консоль вышла в свет. Она сразу получила хвалебные отзывы от всех игровых журналов и была отлично принята публикой. И в целом это была отличная консоль, если бы не ее минусы.
Минусы консоли
1. Отсутствие встроенного аккумулятора:
Я считаю, что это не сильный минус, но все-таки минус, ведь нельзя сказать, что
аккумуляторы тогда не были распространены. Уже начался бум мобильных телефонов, и они
как раз имели встроенный, перезаряжаемый аккумулятор.
В интервью с разработчиками Game Boy Advance был дан ответ на этот вопрос, они не могли пользоваться разработками связанным с мобильными телефонами, потому что не было фабричных мощностей. То есть они знали, что есть новая интересная деталь, но производится она всего в количестве 100000 штук в год. При выпуске Game Boy Advance количеством больше трех миллионов в год, они уперлись бы в производство той самой детали.
2. Отсутствие подсветки:
А вот это сильный и большой минус. И основная проблема тут даже не в том, что они у кого-то не украли идею этого, а в том, что Game Boy Light (вышедший в 1998 году) уже имел подсветку.
Update. По словам разработчиков это неоправданно увеличило бы стоимость консоли.
Смотреть с высоты 2020 года и обсуждать минусы консоли может показаться странным, но я предлагаю оценить вам заметку из журнала Страна игр за 2003 год. Вот, что они писали:
Эпилог
Game Boy Advance очень успешная консоль. Она была продана в количестве более 81 миллиона (цифра включает Game Boy Advance SP).
Они были выпущены в огромном количестве цветов и некоторые экземпляры сейчас крайне редкие.
Все семейство консолей Game Boy Advance актуальны до сих пор, раскупаются на онлайн платформах как пирожки. Что самое интересное, все подделки, которые выпущены даже рядом не стоят с оригиналом. Game Boy Advance не тупит и дает именно тот опыт, который ты ожидаешь получить.