Оглавление

История Nintendo в Китае – компания iQue
Часть 5. Проблемы компании и iQue Wii

«Обеспечьте 10% и капитал согласен на всякое применение; при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову; при 100% он попирает ногами все человеческие законы; при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» /Томас Джозеф Даннинг - англ. публицист 1799 – 1873 г./.

У компании iQue была одна неразрешимая дилемма с которой сталкивался любой производитель консолей.

В идеальном мире, в котором нет пиратства и других проблем, компания получает три вида прибыли: от продажи самой консоли, от продажи своих игр для консоли и процент от выпуска чужих игр для своей консоли. Особенно приятным такой процент становится, когда эти игры выпускаются на вашем оборудовании и используют ваши картриджи.

Завод Nintendo
Погрузка товара на заводе Nintendo.

Проблемы компании iQue

У iQue были проблемы со всеми этими источниками доходов. Продажа консолей ограничивалась параллельным (серым) импортом. Ведь на прилавках можно найти как продукцию iQue, так и продукцию Nintendo. Вам может показаться это странным, это же одинаковые консоли. Но не все так просто. Компания iQue на 51% принадлежала Вэй Ену, а значит продажи консолей Nintendo не несли ему никакой прибыли. Что интересно, в 80% случаев такая прибыль не падала и в карман к Nintendo (по словам работников iQue). Ведь как правило, таким способом продавались восстановленные консоли под видом новых.

Прибыль от картриджей вообще была несущественной, ведь их взламывали моментально, а в продажу пиратки поступали на следующий день. И это, пожалуй, самая большая моральная проблема у компании iQue.

Здесь стоит остановиться поподробнее.

Несмотря на то, что разработкой новых консолей занималась команда BroadOn, iQue не была простой маркетинговой компанией, которая занималась только дистрибуцией консолей.

Там была собрана крепкая команда программистов. Например, отдел разработки игр возглавлял бывший исполнительный директор Ubisoft Shanghai Вэн Инмин. Занимались они локализацией и разработкой программного обеспечения. Была группа, которая отвечала за разработку оборудования и систем во главе с Ченом Юнчжи. Эта группа занималась модификацией консолей Nintendo, которые потом выходили под брендом iQue. Были свои бухгалтеры, юристы, маркетологи и другие специалисты.

Офис компании iQue
Офис компании iQue.

То есть у компании iQue был хороший коллектив, который мог выпускать даже свои игры, но они, за редкими исключениями, занимались только локализацией. При этом, бывали случаи, когда работники жаловались, что могли сидеть по 2 месяца без дела. А почему так получалось?

Основная проблема в то время заключалась в том, что в Китае выпуск игр строго формализован. Чтобы продавать игру нужно было получить лицензию. В среднем на одобрение одной игры уходило около трех месяцев. Причем чиновники могли выкатить список претензий к игре и потребовать устранения недостатков. После чего им требовалось от одного до двух месяцев на повторное одобрение.

В 2004 году iQue подали заявку на утверждение трех игр: Paper Mario, Sin and Punishment и Legend of Zelda: Majora’s Mask (все игры предназначались для iQue Player).

Sin and Punishment
Sin and Punishment.

Больше всего в iQue беспокоились про игру Sin and Punishment. Даже из названия ("Грех и наказание") было понятно, что игра не очень детская. А iQue строили свой имидж «All Ages», то есть продукты компании должны были быть доступны всем игрокам.

И как вы думаете, какая игра не смогла пройти цензуру? Правильно, Legend of Zelda: Majora’s Mask. Две остальные игры были выпущены.

Для понимания всей глубины цензуры просто представьте себе, что в iQue пришлось убрать усы офицера из игры Advance Wars. Это произошло, потому что он очень напоминал японского офицера. А японцы устраивали на территории Китая страшные вещи. Чего стоит только одна Нанкинская резня.

iQue Advance Wars
iQue Advance Wars.

Но не только государственное регулирование ставило палки в колеса iQue. Не меньшую головную боль доставляли пираты и флеш-картриджи. Не представляю в каком отчаянии была компания iQue, когда они вместе с авторизированными торговцами в Нанкине, пытались устроить бойкот флеш-картриджей. Затем были написаны письма с предупреждением сайтам, где можно было скачать пиратские ROM образы игр. А в конце iQue написали открытое письмо, призывающее геймеров покупать только подлинные игры.

И третьей проблемой стало то, что японцы, посмотрев, как пираты копируют игры за один день, просто перестали давать лицензии на локализацию игр. Более того, такие переговоры могли длиться так долго, что программисты iQue начинали локализацию игр используя те же инструменты, что и всякие пиратско-фанатские группы.

Один из бывших сотрудников компании iQue рассказывал, что однажды после переговоров они получили игру, написанную на ассемблере, и подозревали, что разработчики игры сделали это намеренно.

Что интересно, в начале 2019 года, на Таобао появилась лот от неизвестного человека, где он предложил купить 12 невыпущенных, но локализованных игр от компании iQue.

Невыпущенные игры iQue
Невыпущенные игры iQue.

Такая же проблема была и со сторонними разработчиками игр. Как они получали бы прибыль, если их игры моментально взламывались? Например, компания Game Freak - разработчик игр про покемонов, наотрез отказалась от сотрудничества с iQue.

И вот тут iQue столкнулись с дилеммой. Что делать? Продавать консоли и плюнуть на игры, пускай пираты гребут всю прибыль за них? Или не продавать консоли. Но тогда не ясно чем дальше заниматься.

Решение было на поверхности. Ведь у iQue был замечательный магазин для консоли iQue Player – iQue@Home.

iQue@Home

Еще в самой первой статье «История Nintendo в Китае – компания iQue» я рассказывал о странном устройстве iQue Depot.

iQue Depot
iQue Depot.

Эта штука предназначалась для покупки игр и записи их на официальный флеш-картридж от iQue Player. Конечно, эта идея не взлетела, в первую очередь из-за жадности самой компании iQue. Магазин в котором устанавливался такой терминал должен быть платить по 9 тысяч юаней в месяц за аренду и 15 тысяч юаней депозит за само устройство. При цене одной игры в 48 юаней такая штука никогда бы не окупилась. Особенно если учитывать, что консоль iQue Player была продана в количестве ~12 тысяч штук.

Но в флеш-картридже от iQue Player была возможность подключаться к компьютеру (через USB порт). iQue разработали программу iQue@Home, которая позволяла покупать и записывать игры с компьютера непосредственно в флеш-картридж.

Вот так выглядела покупка игр в программе iQue@Home:

Этот магазин проработал до 31 октября 2016 года. Но главная его проблема заключалась в том, что он должен был стать чем-то большим, чем был на самом деле.

Вэй Ен хотел распространить эту платформу на все консоли. Тогда можно было бы продавать игры, так как пираты не могли взломать эту платформу. 15 лет понадобилось пиратам, чтобы взломать iQue Player. Правда, я думаю, что столько лет понадобилось на взлом консоли по той простой причине, что она никому не нужна была. Но в любом случае, если бы получилось отложить пиратство на два три года, то это принесло бы дополнительные сотни миллионов долларов.

Тогда возникает вопрос, хорошо, у флеш-картриджа iQue Player была возможность подключиться к компьютеру. А что делать с Game Boy Advance и Nintendo DS? Ответ крайне прост, iQue начали разработку флеш-картриджа и для этих консолей. Я говорю про проект iQue Netcard.

iQue Netcard

В 2004 году iQue начали разработку NetCard. В этом проекте участвовал коллектив из компании BroadOn и команда Чена Юнчжи.

iQue NetCard формой напоминал обычный, но чуть-чуть увеличенный картридж для Game Boy Advance. Вот так он выглядел:

iQue Netcard
iQue Netcard.

А вот так внутри:

iQue Netcard

У него на борту было два процессора ARM7TDMI и 128 мегабайт NAND памяти. В нем было два разъема: 3,5 джек и microUSB (1.1). Этот картридж умел эмулировать любой тип сохранения, то есть ROM образы игр не нужно было модифицировать. Плюс ко всему этому имелось шифрование и второй процессор отвечал исключительно за защиту от пиратства.

Вот так выглядел меню картриджа:

А вот так выглядела программа на компьютере:

iQue Netcard software
iQue Netcard software

Причем этот картридж позволял не только записывать на него игры из интернета, а еще и играть онлайн!

Например, была разработана карточная игра Winner, Sheng Ji.

Winner, Sheng Ji

А под всю эту задумку была открыта компания iQue Digital Co. Ltd. с уставным капиталом 10 миллионов юаней.

Самое печальное тут то, что этот проект был закрыт. По каким-то причинам картридж так и не поступил в продажу.

Кто-то говорит, что он работал просто ужасно. Например, при игре через интернет в Mario Kart были просто жуткие тормоза. А кто-то вообще сомневался в жизнеспособности данной идеи.

Но что можно сказать точно: iQue@Home и iQue NetCard не исчезли бесславно. Концепт, реализованный в них, плавно перетек в Nintendo Wii. Ведь именно на Wii у Nintendo впервые появился онлайн магазин.

И раз уж мы заговорили про Nintendo Wii, то самое время перейти к iQue Wii и тому, что произошло с этой консолью.

iQue Wii

В прошлой статье я остановился на выпуске iQue DS Lite, который состоялся 25 июня 2006 года. Если посмотреть на Nintendo, то там во всю велась разработка консоли Nintendo Wii, а 19 ноября 2006 года состоялся выпуск консоли в Америке.

Кстати говоря, много патентов от Wii были зарегистрированы на профессора Вэй Ена и его компанию Ailive inc. И раз уж так сложилось, что Вэй Ен принимал участие в создании Nintendo Wii, то логичным шагом выглядел выпуск этой консоли на территории Китая.

Такая работа действительно велась. Более того, сотрудники iQue неоднократно говорили, что они обязательно выпустят iQue Wii.

Учитывая, что старт продаж iQue Micro и iQue DS Lite в Китае был синхронизированным с мировым, можно было предположить, что и iQue Wii скоро выйдет, однако, что-то пошло не так.

Только в декабре 2007 года iQue Wii получила сертификат CCC (China Compulsory Certificate). Тогда в iQue решили приурочить выход iQue Wii к Олимпийским играм 2008 года, которые должны были пройти в Пекине. Они получили лицензию на игру Mario & Sonic и начали переводить на китайский язык еще около 10 игр.

В начале 2008 года в Циндао появился интересный стенд.

Стенд iQue Wii в Циндао

Как потом рассказали сотрудники iQue таким способом они проверяли рынок. При этом на стенде использовалась японская Wii.

Но несмотря на использование японской Wii точно известно, что были полностью завершены работы над локализацией iQue Wii.

iQue Wii

  • iQue Wii
  • iQue Wii
  • iQue Wii
  • iQue Wii

Уже началась Олимпиада, а про iQue Wii не было никаких новостей.

Олимпиада в Пекине

И вот теперь самое время вернуться к статье: «История Nintendo в Китае – компания iQue». В ней я писал, что с 2000 года в Китае были запрещены продажи консолей. Конечно, компания iQue, да и другие игроки на рынке, например, Sony, изворачивались как могли. Так, получая сертификат CCC на iQue Wii, она была зарегистрирована как «iQue Multimedia Interactive Player», без указания на то, что это игровая консоль. Но рано или поздно такие игры с государством заканчиваются не в вашу пользу. Так случилось и здесь.

В марте 2008 года в Китае прошла реформа в соответствии с которой Государственный совет КНР, на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 11 созыва, объявил, что создается Министерство промышленности и информатизации, которое заменит Министерство информационных технологий. Также в состав нового министерства будут включены: Комиссия по науке, технологиям и промышленности для национальной обороны, Государственный совет по информатизации и Комитет по табачной монополии.

Министерство промышленности и информатизации
Министерство промышленности и информатизации.

Именно после этого регулирование всей области консолестроения ужесточилось. Но главная проблема заключалась даже не в этом. Высокопоставленный чиновник, которого по слухам очень хорошо знал Вэй Ен, потерял свою должность.

В итоге, все закончилось тем, что консоль iQue Wii так и не была выпущена. И насмешкой судьбы стал параллельный выпуск консоли Vii - дешевого китайского клона Wii.

Дешевый китайский клон - Vii
Дешевый китайский клон - Vii.

Эпилог

Вэй Ен не выдержал этого и просто ушел из компании iQue, продав свою долю компании Nintendo. За ним потянулись и остальные сотрудники.

Покинув iQue, профессор Вэй Ен продолжал сотрудничать с Nintendo. Компания BroadOn была переименована в iGware и занялась облачными технологиями для Nintendo, а потом была продана Acer за 320 миллионов долларов. Так разошлись пути Вэй Ена с компанией iQue.

Но на этом путь компании iQue не заканчивается.

To be continued.