Оглавление
Чем отличаются Game Boy, Game Boy Color и Game Boy Advance?
Друзья, наши коллеги сделали очень крутой комплект с игрой Apotris! Я принимал участие в его создании.
Cоветую присмотреться. Купить можно на Авито.
Если сказать, что вы пришли с этого сайта, то сделают скидку 5% ;)
А еще, на Алиэкспресс появились:
Крутые металлические этикетки для консолей Game Boy Advance.
Если вы только начинаете знакомство с миром ретро-игр, то названия старых портативных консолей от Nintendo: Game Boy, Game Boy Color и Game Boy Advance — могут вас запутать.
Особенно если учитывать, что под каждым этим названием скрывается не одна консоль.
Поколения консолей
Начиная с 1989 года и по 2005 год Nintendo выпустили восемь устройств, которые входили в три поколения консолей.
Конечно, деление на поколения достаточно условное, но так будет понятнее.
Четвертое поколение:
Game Boy
Game Boy Pocket
Game Boy Light
Пятое поколение:
Game Boy Color
Шестое поколение:
Game Boy Advance
Game Boy Advance SP AGS-001
Game Boy Micro
Game Boy Advance SP AGS-101
Но чтобы понять настоящую разницу между Game Boy, Game Boy Color и Game Boy Advance, лучше смотреть не на характеристики железа, а на сами игры.
Четвертое поколение
Когда в 1989 году Nintendo выпустили классический Game Boy, то он произвел настоящий фурор на рынке. И это неспроста.
Game Boy стал настоящим прорывом: он совершил скачок от примитивных портативных игр с зашитыми программами и «нарисованной» графикой на экране к системе со сменными картриджами и полноценными динамически отрисовываемыми изображениеми. То есть от «электронных игрушек» вроде Электроники или Game & Watch, где каждая анимация была буквально заранее отпечатана на экране, — к настоящей портативной консоли с игровым процессом, управляемым программой.
Но если в своё время это казалось техническим чудом, то сегодня ранние игры для Game Boy воспринимаются довольно скромно. Они были простыми, зачастую без сохранений, с короткими сессиями и минимальным сюжетом. Всё крутилось вокруг аркадной механики: забéги на рекорд, а потом заново.
Все эти игры выходили на серых картриджах — это был стандарт для оригинального Game Boy.
Именно такие картриджи стали основой для всего семейства консолей Nintendo четвёртого поколения.
И хотя позже появились модели вроде Game Boy Pocket и Game Boy Light, это было экстенсивное развитие оригинала: они стали тоньше, легче, энергоэффективнее, но, по сути, оставались тем же самым Game Boy.
Тот же чип, те же игры, та же логика.
Пятое поколение
В пятое поколение портативных консолей Nintendo входит лишь одна система — Game Boy Color (1998).
Чтобы понять, почему так получилось, нужно заглянуть немного назад.
В начале 1998 года Nintendo выпустила Game Boy Light — слегка усовершенствованную версию Pocket с подсветкой. Параллельно, внутри компании активно шла разработка Game Boy Advance — настоящей консоли следующего поколения.
Никакого Game Boy Color изначально не планировалось.
Однако всё изменилось, когда стало известно, что конкуренты не дремлют: Bandai и SNK готовили собственные портативные консоли, претендующие на звание "убийцы Game Boy".
К тому моменту оригинальный Game Boy морально устарел — ведь его аппаратная архитектура датировалась ещё 1988 годом. И, что важнее, он не поддерживал цветные игры.
Когда Nintendo увидели, что делают конкуренты, стало ясно: и WonderSwan, и Neo Geo Pocket были лишь немного улучшенными, но всё ещё черно-белыми копиями Game Boy. Руководители Nintendo осознали, что даже без прорывного «железа» можно легко завладеть инициативой — если просто добавить цветной экран.
Так и родился Game Boy Color — экстренный, но своевременный ответ. Из-за него Game Boy Light, только что вышедший в Японии, моментально устарел и в итоге был снят с производства.
Что изменилось в Game Boy Color?
Цветной экран (до 56 цветов).
Удвоенная тактовая частота процессора (с ~4 до ~8 МГц).
Более сложные игры: они были длиннее, ярче, глубже.
Расширение памяти и дополнительные чипы на картриджах — особенно для сохранений.
Появились и новые картриджи:
Чёрные — работали на GBC и оригинальном Game Boy;
Прозрачные — только для Game Boy Color.
Game Boy Color отлично справился со своей задачей — быстро и эффективно нейтрализовал угрозу со стороны Bandai и SNK.
А главное — он дал Nintendo время, чтобы спокойно завершить разработку Game Boy Advance. Консоль - которая стала настоящим nextgen.
Шестое поколение
И вот в 2001 году появилась консоль Game Boy Advance (GBA) — система, которая уже не просто «модернизировала» Game Boy, а перезапустила саму концепцию портативного гейминга. Изменился даже форм-фактор: с вертикального на горизонтальный.
В отличие от Game Boy Color, GBA не был компромиссом. Это была консоль, разработанная с нуля.
ARM7 32-битный процессор + 8-битный Z80 (для совместимости);
Широкий цветной экран, поддержка аппаратных эффектов (скроллинг, масштабирование);
Звук уровня SNES, с многоканальной музыкой;
Новые кнопки L/R;
Игры — по масштабу, механике и качеству практически сравнимы с полноценными консольными проектами.
GBA стал портативным аналогом Super Nintendo — не в точности, но по духу и уровню контента. Это был переход от "скоротать время в дороге" к "полноценному геймингу".
Устройство Game Boy Advance поддерживало картриджи от Game Boy и Game Boy Color, что сделало её консолью с самой большой совместимостью.
Собственные GBA-картриджи были компактнее и чаще включали встроенную память для сохранений: SRAM, Flash, EEPROM — в зависимости от игры.
Разумеется, Nintendo продолжала развивать платформу:
Game Boy Advance SP (AGS-001) — первый GBA в формате «раскладушки», с встроенным аккумулятором и подсветкой экрана.
Это сразу сделало GBA SP в разы удобнее, чем оригинал, который страдал от тусклого экрана и требовал батареек.
Game Boy Advance SP (AGS-101) — усовершенствованная версия с яркой подсветкой (backlit), гораздо лучше читаемой в любых условиях. Одна из самых любимых версий как у обычных пользователей, так и у коллекционеров.
Game Boy Micro (2005) — самый необычный.
Алюминиевый корпус, стильный экран с пятиуровневой подсветкой, компактность, премиальный дизайн. Даже сегодня Micro ощущается как роскошный гаджет — если бы он не был настолько крошечным.
Эпилог
Теперь, надеюсь, вы понимаете, в чём разница между Game Boy, Game Boy Color и Game Boy Advance.
Несмотря на схожие названия, это разные поколения с разной архитектурой, разными картриджами и разным игровым опытом.
Основная проблема Nintendo заключается в плохом «нейминге».
Назови они свои консоли как-то так:
Game Boy I: Pocket
Game Boy I: Light
Game Boy II: Color
Game Boy III: Advance
Game Boy III: Micro
…всё стало бы куда понятнее. Но увы — мы имеем то, что имеем.
Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться в портативной истории Nintendo!