Оглавление
История PlayStation Portable. Часть 4.PSP GO
История PlayStation Portable. Часть 1. PSP-1000
История PlayStation Portable. Часть 2. PSP-2000
История PlayStation Portable. Часть 3. PSP-3000
История PlayStation Portable. Часть 4. PSP GO
История PlayStation Portable. Часть 5. Финал
С момента появления игровых консолей сложилась определенная тенденция, когда сначала появляется самая крупная версия консоли, а потом ее размеры постепенно уменьшаются. Эта тенденция была в 90-ых, она осталась и сейчас.
Но иногда разработчики хотят не просто уменьшить консоль, а сделать её размер минимальным насколько возможно. По этой причине, например, на свет появилась провальная консоль Game Boy Micro. Этот путь решили повторить и Sony, начав разработку PSP GO.
Разработка консоли
PSP GO – это первая и единственная версия консоли, которая была радикально изменена. В ней убрали UMD привод (куда вставлялись диски с играми) и изменили дизайн на слайдер.
Начнем с UMD привода. PSP представляет из себя эдакий бутерброд, где сначала стоит экран, за ним идет материнская плата, а в самом конце UMD привод. Можно подумать, что его убрали только по причине того, чтобы максимально уменьшить размер консоли. Но это абсолютно не так.
Еще в 2007 году, когда Sony начали работать над этой версией консоли, они хотели сделать чисто сетевую модель PSP. То есть убрать привод не ради уменьшения консоли, а для изменения способа продажи игр. Связано это было с естественным развитием интернета. Пользователи всё больше и больше начинали покупать игры и другие программы через сеть, а не на физическом носителе.
А потом 29 июня 2007 года вышел iPhone, который изменил всё.
По началу консольные гиганты абсолютно не волновались. Ну вышел телефон и вышел. Но потом случилось то, что кардинально изменили как компанию Apple, так и консольный рынок. Стив Джобс объявил о выходе AppStore – магазина приложений на iPhone.
А 11 июля 2008 года магазин приложений открылся. По состоянию на 14 июля 2008 года пользователи скачали приложения более десяти миллионов раз. К началу 2009 года было уже было более 500 миллионов загрузок, а к апрелю 2009 года уже миллиард.
И, конечно, это не могло сказаться на портативных консолях. Nintendo начали работать над консолью DSi, а Sony в свою очередь только утвердились в своих планах, решив выпустить PSP GO без UMD привода.
Вторым изменением был новый форм-фактор - слайдер. И вот это нововведение было сделано исключительно для уменьшения консоли.
Если посмотреть на PSP-3000, то может показаться, что ее можно уменьшить только за счет экрана.
По сути, на передней части консоли находится только экран и органы управления. Но ведь широкий экран – это чуть ли не основная фишка консоли. Если его уменьшить, то PSP утратила бы свой главный козырь.
В 2005 году Nintendo уменьшили экран на Game Boy Micro и консоль полностью провалилась. Многие жаловались, что на экране меньше спичечного коробка играть просто невозможно.
Поэтому Sony решили не менять экран радикально. Он был уменьшен с 4.3 дюйма (10,9 см) до 3.8 дюймов (9.7 см). А органы управления убрали в выдвижную часть слайдера.
Из-за этого появилась другая проблема – высота кнопок. По фотографиям это может быть не очень понятно, но они буквально полтора миллиметра в высоту. Кадзухиро Янасэ один из разработчиков PSP рассказывал, что они изготовили несколько прототипов PSP GO с кнопками разной высоты. Причем высота плавала в пределах одного миллиметра. Затем они раздали их по подразделениям компании и собирали отзывы.
Изменениям подверглась и материнская плата. Во-первых, она была полностью переработана заново, а во-вторых, из нее исчез чип «Lepton», который отвечал за работу UMD привода. Поскольку PSP GO была первой консолью со встроенной памятью, то на плате дополнительно появился чип, который позволял хранить 16 гигабайт информации. Почему именно столько памяти? Разработчики PSP GO хотели, чтобы вы могли иметь с собой 10 игр. Если учитывать, что в среднем игры для PSP «весят» около 1 – 1.5 гигабайта, то так и получается.
Но Sony на этом не остановились. Из PSP GO исчез разъем mini USB. Вместо него теперь был единый порт зарядки/подключения. Из-за этого все старые аксессуары не работают с PSP GO.
Изменился и разъем карты памяти. Если раньше в консоль вставлялась карта памяти Memory Stick, то теперь Memory Stick Micro (M2).
Всё это привело к тому, что PSP GO была на 50% меньше и на 43% легче чем оригинальная PSP фатка. И на 35% меньше и 16% легче, чем PSP-3000.
Впервые в серии PSP появился Bluetooth, который был предназначен для подключения наушников, аксессуаров и контроллеров.
Еще добавили функцию умного сна. Вы могли поиграть в игру, свернуть ее, зайти в браузер и вернуться обратно.
Других изменений не было. У Наоя Мацуи спрашивали почему так получилось? Неужели нельзя было добавить touch screen или датчики движения? Но, по его словам, основная цель была не выделять PSP GO в отдельную линейку, а сделать так, чтобы новые игры можно было запускать на старых версиях PSP.
Анонс консоли
Как обычно анонс новой PSP состоялся на пресс-конференции перед выставкой E3.
2 июня 2009 года на сцене появился Кадзуо Хираи и представил консоль.
Также он рассказал о новых функциях консоли (о них мы говорили выше).
На самой выставке E3 была представлена большая экспозиция, где можно было поиграть в консоль.
А вот после этого в интернете случился маленький бунт. К 2009 году серия консолей PSP продавалась более четырех лет. У многих на руках были обширные коллекции UMD дисков, поэтому все стали спрашивать, что с ними будет?
Sony пришлось импровизировать и они заявили, что придумают что-нибудь. И у них даже был готов план. Идея заключалась в том, чтобы вы не переносили игру прямо с UMD диска на PSP GO (например, путем подключения двух консолей), а сами Sony проверяли ваш UMD диск, а потом игра скачивалась из интернета.
На какое-то время пользователи успокоились, но 5 октября 2009 года Sony объявили, что на момент старта продаж у них ничего не получится. Были правовые проблемы, которые они не смогли решить. Вместо этого пользователи бесплатно могли загрузить из магазина одну игру.
А спустя месяц они просто отменили эту идею. Основная мотивировка заключалась в пресловутых авторских правах. Sony не могли по своему желанию добавлять чужую игру в магазин, ведь это нарушение авторских прав. А разработчики игр почему-то не горели желанием давать такое разрешение, даже несмотря на то, что такой перенос был очень простым.
И, конечно, всё это сказалось на выпуске консоли, о чем мы сейчас и поговорим.
Выпуск консоли
1 ноября 2009 года PSP GO наконец-то поступила в продажу. Она стоила 26800 иен, что было на 7000 иен дороже чем стоимость PSP-3000 на старте продаж и на 10000 иен дороже чем стоимость PSP-3000 в момент выхода PSP GO.
Но ажиотажа не случилось, даже несмотря на то, что Sony очень хорошо подготовились и сделали в магазинах тестовые стенды, а также пригласили разные медийные личности.
Перед магазином Yodobashi Camera Multimedia, за 30 минут до старта продаж, выстроилась очередь аж из 10 человек.
А к моменту открытия там было уже 30 человек.
Не очень впечатляюще.
Многие приходили просто посмотреть на консоль. А может быть не на консоль, а на девушек.
За первый день продалось 28275 консолей. Сравните, это со стартом продаж PSP-2000, которая продалась в количестве 130 тысяч штук.
Хотя по словам продавцов, PSP GO продавалась даже лучше, чем они ожидали, это нельзя было назвать успехом. Давайте посмотрим почему так получилось.
Провал
Первой и, пожалуй, самой главной причиной была высокая цена. В Америке PSP GO продавалась за 250 долларов. При этом PSP-3000 можно было купить за 170 долларов, а расширенный комплект стоил 200 долларов. Но получали ли вы за 250 долларов консоль, которая была лучше, чем предыдущие? Нет. Отсутствие UMD привода отпугивало фанатов PSP у которых на руках было уже очень много дисков. То есть основными покупателями должны были стать люди, у которых не было до этого PSP. Но ведь лучшие клиенты Sony – это действующие владельцы PSP. Им не нужно ничего объяснять, они хорошо знали все плюсы этой серии консолей.
Второй причиной стала цена на игры в электронном магазине. Они стоили столько же сколько и игры на дисках. Не было никаких распродаж. А те игры, которые перекочевали на PSP из App Store стоили в 3-4 раза дороже!
И третья причина – отсутствие лучших игр для PSP в онлайн магазине. Например, нельзя было купить Crisis Core. А некоторые крупные релизы после выхода PSP GO попросту продавались только на UMD дисках, например, Kingdom Hearts Birth By Sleep.
Еще все аксессуары, которые нужно было покупать заново. Карта памяти, зарядка, кабели, чехлы – всё это не подходило к PSP GO. Чтобы подключить старые аксессуары типа камеры или GPS нужно было докупить переходник PSP-N440, который еще и выглядел просто ужасно. Это была рамка, которая одевалась на PSP GO (увеличивая ее размер), а снизу еще и торчал кабель, который нужно было подсоединить к консоли.
Изначально Apple рассматривали PSP GO как конкурента iPod Touch, но очень скоро они сказали, что эти платформы перестали конкурировать. И понятно почему, ведь PSP GO была полным провалом Sony.
В апреле 2011 года Sony объявили, что прекращают продажи PSP GO. И это при том, что PSP-3000 активно продавалась аж до 2014 года, а послепродажное обслуживание закончилось только в 2019 году.
Эпилог
Как и со многими консолями, PSP GO раскрылась после того, как её взломали. Вы переставали зависеть от высоких цен в онлайн магазине и могли скачивать на неё любые игры, а не только те, что были. Получали отличную портативную консоль, которую можно положить в карман. В конце концов у PSP GO был самый лучший экран и встроенная память.
Поэтому если раньше её продажам не способствовали сами Sony, то теперь имеет смысл присмотреться к ней, особенно если вы любите миниатюрные устройства.
Читайте продолжение в статье: История PlayStation Portable. Часть 5. Финал.