Оглавление
История PlayStation Portable. Часть 1. PSP-1000
История PlayStation Portable. Часть 1. PSP-1000
История PlayStation Portable. Часть 2. PSP-2000
История PlayStation Portable. Часть 3. PSP-3000
История PlayStation Portable. Часть 4. PSP GO
История PlayStation Portable. Часть 5. Финал
Если говорить о портативных консолях, то бесспорным королем является Nintendo. Многие пробовали потеснить эту компанию с пьедестала: и Bandai с консолью Wonderswan, и Sega с ее Game Gear, и даже SNK с NeoGeo Pocket, но ближе всех оказались Sony с их консолью PSP.
Раньше SCEI (Sony Computer Entertainment Inc) уже побеждали Nintendo. Первая PlayStation в три раза обогнала Nintendo 64 (102 миллиона продаж против 33 миллионов). А PlayStation 2 просто уничтожила GameCube и заняла первое место по продаваемости среди всех когда-либо выходивших консолей (155 миллионов продаж против 22 миллионов). Но в портативном гейминге Sony были новичками, и я предлагаю посмотреть, как они разрабатывали свою консоль и чем всё закончилось.
Странное начало
История PSP, на удивление, начинается крайне внезапно. Не было никакой инсайдерской информации, никаких утечек или официальных пресс-релизов.
На 14 мая 2003 года была запланирована выставка E3 2003. И конечно Sony там должны были участвовать.
Обычно перед этой выставкой проходит пресс день, где разные компании проводят свои брифинги для средств массовой информации. Это мероприятие проводится для того, чтобы журналисты могли сделать фотографии и ознакомится с экспозицией компаний (на таких крупных выставках в обычный день просто не протолкнуться).
И вот, 13 мая 2003 года на заключительной части брифинга Sony на сцене появился Кен Кутараги и «взорвал бомбу».
Он объявил, что в конце 2004 года в честь десятилетия платформы PlayStation, в этом семействе появится новый «ребенок» - PlayStation Portable.
Немного странно, что не была показана сама консоль, но были объявлены технические подробности:
1. PSP будет уметь запускать специальные UMD диски объемом 1.8 гигабайта (при размере в 6 сантиметров – это очень крутой объем);
2. Консоль работала на 32-битном процессоре MIPS, сделанном по техпроцессу 90-нм и имела экран с расширением 480 на 272 пикселя с форматом 16:9;
3. В ней был разъем USB и перезаряжаемая батарея.
В конце Кен Кутараги сказал, что PSP – это Walkman 21 века.
То есть PSP позиционировалась не просто как консоль, а настоящее мультимедийное устройство для игр, фильмов и музыки.
Эта новость просто взорвала интернет. И если обычные пользователи были в предвкушении, то существовала одна компания, для которой это объявление было как ушат холодной воды. Речь идёт о Nintendo. Представьте себе, что именно заключительная часть брифинга Sony на долгие десятилетия кардинально изменила всю стратегию такого портативного гиганта как Nintendo. И именно благодаря PSP на свет вышла Nintendo DS в том виде, в котором мы знаем её сейчас. Подробности можно узнать в статье: «История Nintendo DS».
Разработка консоли
Вернемся к разработке PSP. Я пытался найти хоть какую-то информацию, предшествующую этому брифингу Sony, но ничего не получалось. Такое впечатление, что они смогли сохранить всю информацию о PSP в полном секрете. Однако, всё оказалось гораздо проще: PlayStation Portable начали разрабатывать буквально в то самое время, когда проходил этот брифинг.
Во всяком случае именно так сказал Изуми Каваниси – ключевое лицо в разработке оборудования PlayStation 2 и PlayStation Portable.
Да, Sony уже давно думали над портативной консолью и сам Изуми всегда хотел ее разработать, но его не устраивали технические возможности чипов тех лет. Основная идея Sony при разработке портативной консоли заключалась во фразе: «было бы неплохо, если бы PlayStation можно было выносить на улицу».
Это, кстати, полностью отражает различия в философии двух консольных гигантов: Sony и Nintendo. Если разработчики Nintendo всегда использовали слабое железо для своих консолей и делали упор на геймплей, то Sony наоборот – брали то, что помощнее и делали свои игры с более интересной графикой.
Но проблема в том, что сами Sony не хотели делать слабую портативку. Они считали, что люди привыкли к PlayStation 2 и если выкатить портативную PlayStation 1, то это не понравится ни разработчикам игр, ни покупателям.
Где-то в 2003 году им стало понятно, что идея о PlayStation в кармане вполне реализуема и работы над консолью начались.
При разработке любой консоли сначала нужно определиться с размером экрана. И вот здесь случилось самое интересное.
В то время основной формат изображения был 4 на 3. Все консоли тех лет были такими (или близкими к такому формату). Но Sony исходили из предположения, что в будущем будет использоваться именно формат 16 на 9. Т.е. более широкий.
Посмотрите, насколько широкий экран у PSP и как круто он смотрится по сравнению со старыми консолями.
Sony угадали! По состоянию на 2024 год формат 4 на 3 – это удел ретро игр и старых фильмов.
После этого они начали тестировать - какой нужен размер экрана для самой комфортной игры и остановились на 4,3 дюймах (10,92 см).
Правда такой экран доставил проблем: PSP как бутерброд, где спереди находится большой экран, посередине материнская плата, а сзади UMD привод. И разработчикам PSP пришлось очень сильно постараться, чтобы уместить всё в 23 миллиметра. На это был убит целый год.
Еще одной проблемой стала разработка чипа для мультимедиа возможностей. Учитывая, что времени было мало, объединить всё в один универсальный процессор не получилось. Именно поэтому в PSP находится два процессора мощностью 333 МГц. Кстати говоря, изначально мощность процессора была ограничена на 222 МГц и только в прошивке 3.5 это ограничение было снято.
Для понимания: у второго процессора, отвечающего за мультимедиа возможности, был встроен, например, аппаратный декодер MPEG-4, а в игровой процессор - движок рендеринга и поверхностей. То есть они не идентичны.
Дизайн консоли
Помните я говорил, что на E3 2003 не показали консоль? А всё из-за того, что дизайн консоли начали разрабатывать только июле 2003 года, когда к проекту присоединился Шиничи Огасавара.
Проблема была в том, что аж до начала 2004 года Огасавара не знал точных характеристик консоли (имеется ввиду, например, какие кнопки нужны, а не технические характеристики). Поэтому он рисовал разные концепты консоли. Один из таких концептов был представлен Кеном Кутараги в Нью-Йорке 4 ноября 2003 года.
Не уверен, что такие кнопки было бы удобно нажимать, но в любом случае это крайне интересный концепт. Изначально я думал, что это просто нарисованная картинка, но оказалось, что этот концепт был изготовлен в реальности.
Но вы заметили, что здесь кое-чего не хватает? Я говорю про аналоговый джойстик, который в итоге появился в PSP. Самое смешное, что его добавили только потому, что он уже был в PlayStation 2. Причем я так и не понял почему Sony не добавили второй аналоговый стик с другой стороны.
Изуми Каваниси говорил, что из-за второго стика на лицевой панели PSP было бы слишком много кнопок и вы бы запутались. Звучит слегка бредово.
Кстати, благодаря PS2 так же был определен и размер оперативной памяти консоли. Разработчики PSP подумали, что поскольку PS2 игры работают на 32 МБ памяти, то и для PSP будет достаточно. Это интересно, ведь Изуми говорит, что они сами решили сделать такой объем памяти. А вот Масаюки Чатани (технический директор SCEI) в своем интервью говорил, что изначально в PSP планировалось установить 8 МБ оперативной памяти, но создатели игр начали бомбить Sony с требованием увеличить объем памяти до 32 мегабайт. В итоге Sony пошли на встречу разработчикам.
Но вернемся к внешнему виду консоли. Тот самый дизайн консоли, который мы с вами хорошо знаем, был впервые представлен на брифинге Sony перед E3 2004. Вы обратили внимание, что с момента как Огасавара начал работать над дизайном (начало 2004 года) и до его представления (май 2004 года) прошло всего 4 месяца? А скорее всего прошло даже меньше времени, ведь консоль еще надо изготовить.
Как и в 2003 году, главное объявление случилось в самом конце брифинга. На сцену вышел Кадзуо Хирае (руководитель SCEA – Sony Computer Entertainment America) и показал PSP.
Подробно был раскрыт внешний вид консоли:
По задумке Sony, основной аудиторией PSP будут пользователи мужского пола в возрасте от 18 до 34 лет. А над играми для консоли работают около 100 компаний по всему свету.
А на самой выставке E3 2004 уже можно было потрогать консоли и даже поиграть. Sony очень постарались оформить свой стенд и сделали огромные макеты PSP.
Всего представили 6 моделей, которые можно было потрогать и поиграть.
Также показали много разных UMD дисков.
И разные аксессуары. На первом фото - пульт дистанционного управления. На втором - ремешок. На третьем - внешний аккумулятор.
Что интересно на E3 2004 показали не только PSP, но и Nintendo DS. После этого СМИ сошли с ума. Во всех журналах публиковалось сравнение этих двух консолей, а в интернете шли жаркие баталии на тему того какая консоль лучше.
Отдельно хочется отметить выставку Tokyo Game Show 2004. На экспозиции было представлено 44 стенда с консолями. Но самое интересное заключалось в том, что в этих PSP не было UMD привода! Они были подключены кабелями, которые уходили куда-то в стену.
Старт продаж
И вот 12 декабря 2004 года в Японии стартовали продажи PlayStation Portable.
Началось всё в 6 утра в магазине Yodobashi Camera. Именно на 6 утра был запланирован старт продаж, и Кен Кутараги сам встал за кассу магазина.
Обычный комплект стоил 20700 иен, а расширенный 25900 иен.
Более тысячи человек выстроилось в очереди. Прямо посреди ночи им начали выдавать талоны на покупку, но с условием, что если они покинут очередь, то талон сгорал.
В магазине были установлены дополнительные кассовые аппараты. Многие опасались, что им не хватит консолей, но их страхи не оправдались, хватило всем.
После такого старта продаж Кен Кутараги переместился в магазин Shibuya Tsutaya.
Сам магазин был красиво обставлен, а на экране показывались разные демки игр.
Первый человек занял очередь аж в 19.00 накануне. А к 6.30 утра очередь растянулась далеко.
Старт продаж был запланирован на 7 утра. А за 10 секунд начался обратный отсчет.
Кутараги сам вручал первым покупателям консоль и пожимал руку.
Эпилог
У Sony получилось всё, что они хотели. Их первая портативная консоль сразу стала популярной. Да, общие продажи были вдвое меньшими чем у Nintendo DS, но всё равно это был грандиозный успех.
Вклад Sony в развитие портативного гейминга не трудно оценить. Мало того, что они сделали настолько крутую консоль, так еще и отвесили такого пинка Nintendo, что они выпустили не дешевую поделку типа Game Boy Advance 2, а настоящего монстра Nintendo DS.
Так получилось, что именно Sony со своей PSP было суждено дать новый заряд всей отрасли портативного гейминга.
Кто знает, может быть, Sony опять смогут вернуться в этот мир?
Читайте продолжение в статье: История PlayStation Portable. Часть 2. PSP-2000.